Налоговые потери, возникающие в результате развития теневых экономических отношений в сельской местности, и меры для их сокращения

В современной российской деревне весьма развиты теневые и неформальные экономические отношения, - то есть такие отношения по поводу производства и обмена товаров, которые по различным причинам остаются вне сферы государственного учета, а значит и вне сферы налогообложения. По предварительным исследованиям, проведенным нами в последние годы, обороты теневой сферы сельскохозяйственного производства выражаются суммами по крайней мере не меньшими, чем обороты легального сельского хозяйства. Укажем только на некоторые способы ухода в тень и бегства от налогов, типологизуя их в зависимости от формы собственности и организации производства.

Считается, что наиболее контролируемой формой организации сельскохозяйственного производства является коллективное хозяйство, типа общества с ограниченной ответственностью или товарищества. Как правило, это бывшие колхозы или совхозы. Руководство такими хозяйствами осуществляется выборными лицами, однако вся практическая деятельность руководителя основана на принципе единоначалия. Руководитель хозяйства в большинстве случаев единолично определяет стратегию и тактику хозяйства и также единолично принимает оперативные решения.

По нашим исследованиям, наиболее распространенной формой уходя от налогов в хозяйствах такого типа является сокрытие посевных площадей под теми или иными сельскохозяйственными культурами или искажение сведений о реальной урожайности. Подобным искажениям могут подвергаться и данные о поголовье и производительности скота в хозяйстве. В результате такого рода действий в распоряжении руководителя хозяйства оказываются значительные ресурсы, распоряжение которыми возможно только в теневой сфере. Теневая продукция сбывается через теневиков-заготовителей и оплачивается черной наличностью. Понятно, что вся эта цепочка экономических связей оказывается вне сферы внимания налоговых органов.

Еще в большей степени практика бегства от налогов распространена в фермерских хозяйствах. Фермер сам единолично определяет структуру и интенсивность посевов. Возможность контролировать объем и номенклатуру продукции, произведенной фермером, а также заготовительные цены возникает только в том случае, если вся продукция сдается заготовителям, работающим под контролем государства (на элеваторы, на крупные перерабатывающие предприятия и т.д.). Однако на деле значительная часть продукции продается "независимым" заготовителям-посредникам, сделки с которыми нигде не учитываются и которые расплачиваются с производителями неучтенной, черной наличностью.

И, наконец, полностью вне сферы фискального учета оказывается производство и сбыт сельскохозяйственных товаров, произведенных в личных хозяйствах жителей сельской местности. Несмотря на то, что до сих пор личные хозяйства жителей села производят, по нашим подсчетам, до 1/3 товарного картофеля и не менее 1/4 всех товарных овощей стране, вся эта продукция без исключения оказывается вне сферы действия нынешнего налогового законодательства. Большинство сельских жителей сбывают произведенную ими продукцию все тем же оптовикам-нелегалам по ценам теневого рынка.

Впрочем, тот факт, что производитель сельскохозяйственной продукции не платит налоги государству, еще не означает, что в теневой сфере он вообще свободен от налогов. Просто здесь существует иная, особая система поборов. Во-первых, суммы, которые не поступают в бюджеты различных уровней в виде налогов, оказываются в карманах теневых посредников, которые искусственно занижают заготовительные цены. Во-вторых, производитель сельскохозяйственной продукции, который решится сам вывозить неучтенную продукцию на рынок, вынужден будет платить значительные суммы в виде взяток сотрудникам ГИБДД на дорогах, а также в виде поборов, взимаемых рэкетирами, контролирующими рынки. Если же речь идет о руководителе хозяйства коллективной формы собственности, то, как правило, ему не удается провести какие бы то ни было теневые операции в тайне от районных руководителей, которые контролируют деятельность хозяйств и лично, и через своих информаторов на местах. В результате значительные суммы черной наличности, вырученные в результате сокрытия продукции от государственного налогообложения, выплачиваются контролирующим чиновникам различного уровня в качестве взяток. Таким образом система теневого производства финансирует систему круговой коррупции.

Исследование теневых отношений в сельскохозяйственном производстве, которое мы предполагаем провести, даст возможность проследить в подробностях всю цепочку теневых экономических связей и укажет на те узловые точки, воздействие на которые будет способствовать разрушению этой порочной последовательности.

Актуальность задачи фискальной оценки такого широко распространенного в наше время явления как теневая экономическая деятельность в сельской местности вообще и, в частности, - в некоторых сельских районах Рязанской и Ростовской областей России, - кажется нам самоочевидной. Выявляя при помощи экономико-социологических методов различные виды теневой экономической практики и соответствующие способы сокрытия доходов, мы сможем предложить конкретные правовые и административные меры, направленные на сокращение теневой сферы в сельской экономике, на перемещение максимальных объемов экономической практики в правовое поле и соответствующую максимизацию как налогооблагаемой базы, так и общей суммы собираемых налогов.