Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №6 //
   Экономическая теория права.

Проблема социальных издержек(1)
Ч. Роули

В статье английского экономиста Чарльза К. Роули (University of Newcastle upon Tyne) дано популярное изложение с точки зрения экономистовлибералов сущности проблемы социальных издержек и предложенного Р. Коузом решения этой проблемы.

Свою статью Ч. Роули начинает с парадоксального утверждения: для общества было бы гораздо лучше, если бы "проблема" социальных издержек никогда не была открыта.

Проблема социальных издержек связана с экстернальными (внешними) эффектами. Они возникают, когда экономическая деятельность одного индивида (или фирмы) вызывает результат, выгодный или вредный для другого, совершенно непричастного к этой деятельности индивида (или фирмы). Частные из-держки деятельности и связанные с ними частные выгоды определяют оптимальный масштаб производства. Если не учитывать экстернальных эффектов, то масштаб деятельности может, с точки зрения социального оптимума, оказаться слишком крупным или слишком мелким.

Государственный налог Пигу и его критика

Типичный пример расхождения между частными и социальными издержками - это фабричный дым, который вредит людям, живущим в окрестностях фабрики.

В течение 40 лет, которые прошли между выходом в свет книги английского экономиста Артура Пигу "Экономическая теория благосостояния" (1920) и появлением статьи "Проблема социальных издержек" (1960) американского профессора Рональда Коуза, большинство экономистов полагало, что при подобных загрязнениях окружающей среды будет желательно:

  1. признать владельца фабрики ответственным за ущерб, причиненный дымом; или

  2. наложить специальный налог на владельца фабрики, который менялся бы в зависимости от количества выбрасываемого дыма и был бы эквивалентен ущербу, который он причиняет; или

  3. запрещать размещение фабрик в тех районах, где дым вредит другим людям.

После обнародования исследований Р. Коуза экономисты стали учиться быть более осторожными в анализе социальных издержек.

Во-первых, признано, что воздействие социальных издержек взаимосвязано. Где А наносит ущерб Б, уместен вопрос: как именно надо ограничить действия А? Ведь для того чтобы субъект Б полностью избавился от вреда, он должен причинить вред субъекту А. Поэтому надо задаться вопросом: следует ли разрешить А вредить Б, или лучше, чтобы Б вредил А? Задача заключается в том, чтобы избежать более тяжелых последствий.

Признание этого взаимного влияния приводит большинство экономистов к разногласиям с теми защитниками природы, которые обычно видят лишь одну сторону проблемы. Это объясняет, почему общество, которое осознает, что наносит вред окружающей среде, все же допускает загрязнения. Предположим, что технически возможно повысить чистоту реки до такого уровня, что это принесло бы большую пользу рыбакам, которые страдают от сброса в реку бытовых и промышленных отходов. Что же надо предпринять? Экономисты утверждали бы, что установление очистных сооружений целесообразно, если предельные издержки очистки сточных вод окажутся ниже предельных выгод рыбаков, в то время как "зеленые" не сочли бы такое сравнение уместным.

Во-вторых, экономистами признано, что проблема социальных издержек тесно связана с изучением трансакционных издержек - издержек, возникающих в процессе заключения соглашения о куплепродаже прав собственности.

Как возникают трансакционные издержки

Трансакционные издержки могут возникать по четырем причинам:

  1. из-за слабой спецификации прав собственности;

  2. вследствие самой природы экстерналий;

  3. в зависимости от числа сделок;

  4. из-за недостаточности существующих институтов.

Слабая спецификация прав собственности. Многие проблемы, связанные с социальными издержками, возникают именно из-за нечеткого определения прав собственности на многие важные ресурсы. Такова, в частности, проблема загрязнения воздуха и речных вод промышленными отходами. Если права собственности на загрязнения четко не определены, то владелец и одновременно загрязнитель реки может не пожелать заключать сделку о продаже прав на загрязнение. Рыночные сделки по продаже прав на загрязнение требуют, таким образом, четкого начального определения прав собственности.

Сложный характер экстернальных эффектов. Экстернальные эффекты сложны и неоднозначны. Если же люди точно не знают, является ли какая-либо деятельность вредной или полезной для них, то невозможно заключать сделки по продаже прав на нее. Ученые могут расходиться во мнениях относительно того, каковы, например, долгосрочные последствия прекращения слива в воду разных отходов для жизнедеятельности рыбы и планктона. Таким образом, при экстернальных эффектах неизменно возникают информационные издержки.

Сложный характер экстернальных эффектов. Экстернальные эффекты сложны и неоднозначны. Если же люди точно не знают, является ли какая-либо деятельность вредной или полезной для них, то невозможно заключать сделки по продаже прав на нее. Ученые могут расходиться во мнениях относительно того, каковы, например, долгосрочные последствия прекращения слива в воду разных отходов для жизнедеятельности рыбы и планктона. Таким образом, при экстернальных эффектах неизменно возникают информационные издержки.

Р. Коуз доказывал, что при отсутствии трансакционных издержек эффективное решение проблемы экстерналий будет достигнуто независимо от того, каково начальное определение прав собственности. Как только появляются трансакционные издержки, результат оказывается менее определенным. Е. Мишен доказал, что затраты на заключение сделки растут с увеличением численности группы участников соглашения(2). Автор статьи, однако, полагает, что этот фактор не следует преувеличивать. Есть свидетельства, что люди, которые хотят отдыхать у реки, находят возможности активно использовать свои права собственности, чтобы предотвратить слив отходов в реки.

Провалы юридических и политических институтов. Наконец, издержки решения проблемы экстерналий могут быть высоки из-за неадекватности институтов. Именно эта проблема - одна из наиболее важных для политики.

Есть два вида экстерналий - ожидаемые (постоянные) и случайные (эпизодические). Для уменьшения случайных экстернальных эффектов можно, очевидно, использовать обязательное страхование. Но что можно предпринять относительно ожидаемых экстерналий?

Инструменты правительственного вмешательства

Наиболее очевидный инструмент государственного регулирования при условиях, когда права собственности установлены, а торговля ими все же терпит неудачу, - это использование судебной системы. Однако на практике, полагает Ч. Роули, британские суды не приносят никакой пользы. При таких обстоятельствах прямое правительственное вмешательство будет весьма желательным, и, действительно, подавляющее большинство трудов об экстернальных эффектах приводит доводы в пользу его использования.

Профессор Стивен Ченг(3) предупреждает в связи с этим о четырех фундаментальных проблемах, которые обычно игнорируются в работах по экономике благосостояния.

Во-первых, нельзя ожидать, будто правительство станет вести себя как социальное агентство, чья единственная и главная цель состоит в том, чтобы максимизировать общественное благосостояние. Исследования по теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок и др.) подтвердили, что политические деятели на самом деле максимизируют свои собственные цели (помимо стремления к власти и к деньгам большую роль играют также мотивы идеологии и патронажа), подчиняясь ограничениям, связанным с периодическими выборами. В таком случае они заинтересованы в устранении экстерналий настолько же, насколько алкоголики заинтересованы в повышении доходов пивоваров.

Во-вторых, становится очевидным, что правительственное вмешательство обходится очень дорого. Недавние исследования по экономической теории бюрократии приводят к выводу, что эти затраты имеют естественную тенденцию роста, едва лишь бюрократы почувствуют свою независимость. Поэтому издержки государственного вмешательства часто будут превышать выгоды от него.

В-третьих, правительство вряд ли обладает большим знанием, чем отдельные индивиды. Несмотря на это, оно все равно будет стремиться "подмять" все под себя. Правительство - бюрократы и политические деятели - станет делать так до тех пор, пока избиратели будут это позволять. Кроме того, правительство будет стремиться к вмешательству в хозяйственную жизнь под влиянием лоббирования влиятельных группировок избирателей безотносительно к основному критерию эффективности - общественным интересам.

В-четвертых, при оценке аргументов в пользу правительственного вмешательства нельзя игнорировать значение свободы отдельного индивида. Свобода подразумевает право любого человека не быть принуждаемым каким-либо другим человеком. Предполагаемые социальные издержки - это один из предлогов для покушения на эту свободу и расширения власти правительства.


(1) Сост. по: Rowley C.K. The "Problem" of Social Cost // Cheng S.N.S. The Myth of Social Cost. CATO Paper № 16. San Francisco, 1980. P. XVII-XXII.

(2) Mishan E.J. Pareto Optimality and the Law // Oxford Economic Papers. 1967. November.

(3) Реферируемая статья Ч. Роули является своего рода прологом к брошюре профессора Вашингтонского университета С. Ченга "Миф о социальных издержках", где дается развернутое изложение либеральной позиции по поводу проблемы социальных издержек в целом и идей Р. Коуза по этому вопросу в частности.