Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №5-2 //
   "Криминальная глобализация экономики.
   Часть II. Криминальное мировое хозяйство как система".

Причины и последствия отмывания денег в постсоветской России(1)
Р.-Д. Гидадубли, Рама Сампат Кумар

В статье индийских экономистов-русистов Р.Д. Гидадубли и доктора Рамы Сампат Кумар (Centre for Central Eurasian Studies, University of Mumbai) дан комплексный обзор проблемам отмывания денег и нелегальной утечки капиталов в постсоветской России - так, как он видится зарубежным специалистам.

Процесс отмывания денег привел к оттоку из постсоветской России денежных средств, которые исчисляются сотнями миллиардов долларов. Поток сообщений о том, что в определенные банки США и Европы выкачиваются деньги из России, заполнил заголовки газет по всему миру. Особенно встревожило западные круги то обстоятельство, что отмываться могли не только деньги русских бизнесменов, но и кредиты, направленные в Россию Международным валютным фондом (МВФ) и правительством США, возвращаясь назад в американские банки по весьма сомнительным каналам.

Проблема отмывания денег из России осложняется тем, что есть сообщения об участии в этом не только некоторых лиц, связанных с правительством РФ, но также и самой "ельцинской семьи".

явлением? Каков его объем? Каковы причины отмывания денег? Каковы способы отмывания денег? Каковы возможные последствия отмывания денег? Какие меры предпринимает российское правительство для решения этой проблемы и насколько они эффективны? Авторы реферируемой статьи пытаются дать ответы на эти актуальные вопросы.

Масштабы отмывания денег

На вопрос, является ли отмывание денег чисто постсоветским явлением, нет простого ответа. По мнению некоторых аналитиков, отток капиталов - это законно, а отмывание денег должно считаться незаконным. Отток денег наблюдался и в советский период; таким образом - это отнюдь не новый российский феномен. Однако аналитики уверены, что хотя отток капиталов преобладал в советский период, его объем был незначительным по причине ограничений государственного контроля и жестким надзорам за переводами средств за рубеж.

Проблема оттока финансовых ресурсов анализировалась несколькими российскими академиками и западными специалистами. Например, знаменитый российский экономист Леонид Абалкин заметил, что эта проблема стала слишком сложной и имеет серьезные политико-экономические последствия для перехода страны к рыночной экономике. В преобладающих нестабильных и зачастую критических условиях российской действительности меркнут различия между законными, полузаконными и незаконными видами перевода финансовых ресурсов. Либеральная политико-экономическая ситуация, преобладающая в России в 1990-е гг. после развала СССР, появляющиеся как грибы частные банки зачастую со слабой финансовой базой и отсутствие правовой структуры дали возможность банкам, фирмам и частным лицам беспрепятственно переводить деньги из страны.

По поводу масштабов данного явления есть много разных точек зрения.

Министерство внешнеэкономических связей российского правительства, признавая распространенность этой проблемы, заявило, что сумма отмываемых средств незначительна - их ежегодный объем колеблется от 1 млрд в 1991 г. до 5 млрд в 1995 г. Оценки Центрального банка немного выше - от 7 до 9 млрд долл. в год с 1992 г. О. Павлова, глава федеральной службы России по контролю обменного курса, высказала мнение, что с 1992 г. по 1997 г. поток денег мог составить порядка 120 млрд, т.е. ежегодный отток был около 20 млрд долл.

Таким образом, по поводу объема переведенных средств существуют большие разногласия даже среди трех разных федеральных служб России. Оценки Министерства внешнеэкономических связей самые низкие - возможно, оно пыталось преуменьшить серьезность проблемы, чтобы обезопасить себя от критики по поводу неумения управлять экономикой должным образом.

Существуют и другие оценки. Некоторые иностранные банковские консультанты полагают, что отток средств из России варьировался от 15 млрд в 1991 г. до 42 млрд долл. в 1995 г. Как отмечалось Владимиром Тихомировым, различия в оценках объема оттока капиталов между 1990 и 1995 гг. были достаточно большими: от минимальной суммы в 65 млрд долл. до 400 млрд(2).

При изучении оттока денежных средств из России в 1998 г. канадский ученый Джон Волли подсчитал, что в период с 1994 по 1997 гг. русские ежегодно вывозили из страны около 17 млрд долл., более или менее одинаково распределяя их между законными, полузаконными и незаконными видами переводов(3). Как утверждает Ариель Коэн, американский специалист по России, отток денег за этот период составил 200 млрд долл. - это больше, чем весь долг Российской Федерации и в 10 раз больше всего объема иностранных инвестиций в России(4). Есть и еще более высокие оценки. В соответствии с сообщениями, опубликованными в "US News and World Report", из России с момента распада Союза "уплыло" около 350 млрд долл., около 1/3 из них осело в США(5).

Можно отметить, что оценки масштабов отмываемых средств у западных экспертов в основном выше, чем российские оценки.

Несмотря на различия в оценках, никем не отрицается тот факт, что объем финансовых средств, нелегально переведенных из России после распада Советского Союза, достаточно большим. Ирония состоит в том, что в то время, когда Россия нуждается в огромных ресурсах для модернизации и реформ экономики и когда страна берет крупные займы у развитых стран и международных финансовых организаций, беспринципные люди вывозят деньги из страны в беспрецедентных масштабах.

Отмывание денег - это всемирное явление. В соответствии с данными Центра изучения международной преступности и коррупции при Американском Университете в Вашингтоне, ежегодно в мире отмывается свыше 500 млрд долл. Эта оценка, по некоторым данным, слишком умеренна: так, по оценкам специалистов МВФ, в мировом масштабе сумма отмываемых средств может составлять от 500 млрд до 1,5 трлн долл. - 5% от мирового валового дохода(6).

В этом явлении мирового масштаба Россия играет заметную роль. В частности, по словам генерала Реймонда Кендала, секретаря Интерпола, нашумевшая история российского отмывания денег с помощью "Нью-Йорк Бэнк" стала самым крупным делом подобного рода, которое расследовалось до сих пор Интерполом.

Являясь формой экономической преступности, отмывание денег отражает растущую криминализацию экономической деятельности в России. Следует отметить, что экономические преступления наблюдались и в СССР - воровство государственной собственности на заводах и другие криминальные действия. Уже тогда существовали связи между людьми из коммерческих групп, вовлеченных в криминальный бизнес, и некоторыми членами Коммунистической партии и/или государственной бюрократией. Но в те годы также существовал страх сурового наказания, поскольку судили и наказывали в некоторых случаях даже министров. Поэтому общий объем криминального оттока капиталов был в Советском Союзе относительно небольшим.

В постсоветский же период отмывание денег приобрело значительные размеры, поскольку преступность стала ключевой характеристикой большинства экономических процессов в стране. В отличие от других стран, где организованная преступность обычно действует на периферии экономики (имея дело с наркотиками, проституцией, оружием и т.д.), в постсоветской России она стала частью основного процесса. Например, ваучерная приватизация, начатая в 1992 г., дала возможность директорам заводов, бюрократам и другим обманывать доверчивых граждан и приобретать контрольные пакеты акций государственных предприятий в большом масштабе. Устранение государственной монополии и контроля за экспортной торговлей также использовались многими для выкачивания ресурсов из страны при помощи нечестных торговых сделок и методов - таких как двойные счета-фактуры и регистрация ложных офшорных компаний и фирм.

Словно грибы выросшие в России 1990-х гг. коммерческие банки, большинство из которых вовлечены в переводы денег вместо того, чтобы заниматься прямой банковской деятельностью, создали настоящий трубопровод перекачки денег и их отмывания. Этому способствовали отсутствие контроля за банковской деятельностью и неадекватная законодательная база (например, у банков в России не требовалось сообщать об источнике доходов даже в случаях размещения миллионов рублей).

Интересно, что поток сообщений об отмывании денег появился в публикациях СМИ незадолго до президентских выборов и выборов в Думу (соответственно в декабре 1999 г. и летом 2000 г.). Поскольку президент РФ Б. Ельцин создал себе много врагов, то теперь они пытаются доказать его причастность к отмыванию денег. Например, Юрий Скуратов, назначенный Ельциным Генеральным прокурором, в марте 1999 г. заявил, что им получены документы от швейцарской прокуратуры, в которых говорится о взятках, полученных "ельцинской семьей" от швейцарской конструкторской фирмы "Мабетекс". Аналогично, политические противники администрации Б. Клинтона пытаются показать неуправляемость и безрезультатность кредитования России Соединенными Штатами.

Причины отмывания денег

Одна из главных причин отмывания денег в России - это тесная связь между политическими и деловыми группами. Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства. В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес - самообогатиться за счет страны.

Классический пример - Борис Березовский. Этот олигарх, владелец обширного спектра крупных предприятий, финансовых учреждений и даже сети средств массовой информации, близко связан с дочерью Ельцина, Татьяной Дьяченко, а через нее - со всей "семьей". Именно Березовский ассоциируется с "семьей" Ельцина в истории с переводом средств на счет швейцарского банка. По мнению некоторых российских политических аналитиков, Березовский сыграл решающую роль в финансировании ельцинской президентской кампании в 1996 г. Как известно, Ельцин (в отличие от Лебедя и Зюганова) не поднимал во время своей предвыборной кампании проблему оттока средств из страны.

Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

Несколько докладов, опубликованных на Западе (в США, Италии, Великобритании и т.д.) говорят о связи между "семьей" Ельцина и несколькими деловыми группами. Например, утверждается, что огромные счета по кредитным картам Ельцина и его дочерей Татьяны и Елены были оплачены "Мабетексом". Утверждается также, что эта швейцарская компания оплатила один миллион долларов в виде "магарыча". ФБР США заявило, что некоторые "темные" переводы в "Нью-Йорк Бэнк" были связаны с Павлом Бородиным, главой кремлевской администрации, а также с Леонидом Дьяченко, зятем Ельцина. Доклады упоминают девять банковских счетов в "Нью-Йорк Бэнк", через который было отмыто до 10 млрд долл. для русской мафии, которая, как сообщается, имеет связь с "семьей Ельцина". Таким же образом, Б. Березовский, действуя совместно с одним из ельцинских зятьев, якобы обманом завладел 250 млн долл. Аэрофлота, переведя деньги российских авиалиний на счета в Швейцарии.

Даже при переводе вполне законных средств в надежные места, фирмы и частные лица в России, по сообщениям, пользуются услугами людей, связанных с незаконным бизнесом и имеющих банковские счета по всему миру. Таким образом, отток средств из России зачастую прочно связан с отмыванием денег. Вот почему люди, принадлежащие к полярным полюсам российского общества, оказываются втянутыми в такие скандалы.

В частности, многие из тех, кто переводил деньги из России, пользовались услугами Семена Могилевича, считающегося главой солнцевской группировки - самой большой криминальной организации в России. Могилевич построил буквально экономическую империю (на 100 млн долл.) посредствам оружейного бизнеса, вымогательства, проституции и рэкета. Российская политическая деловая элита нуждалась в его услугах, потому что отмывание денег при помощи законных способов - это его сильная сторона(7). Могилевич и ему подобные имеют корпоративные связи с главными центрами власти в России - например, с Березовским, который является главным финансистом Ельцина, и с "Системой" - группой компаний, поддерживающих основного политического соперника Ельцина, мэра Москвы Ю. Лужкова. "News Week", ссылаясь на данные разведывательных служб США, писала, что ЦРУ, которое какое-то время следило за Могилевичем., считает, что он имел деловые связи взаимодействия и с другими членами российской политической элиты, особенно с бывшим премьер-министром Виктором Черномырдиным и Анатолием Чубайсом - бывшим "экономическим царем" и главным архитектором ваучерной приватизации.

Политическая и экономическая неуверенность, царящие в России после развала Советского Союза, внесли свою лепту в отток денег из страны. Президент Ельцин своими причудливыми действиями по быстрой постоянной смене премьер-министров только ухудшил политическую ситуацию в стране. Во время предвыборной президентской кампании 1996 г. широко обсуждался прогноз о возможном избрании кандидата от коммунистов - Геннадия Зюганова. Определенные политические и экономические группы были поэтому крайне напуганы перспективой возвращения коммунистов, отмены экономических реформ, возвращения строгого государственного контроля над финансовыми операциями. Этот страх сильно повлиял на увеличение объем оттока денежных средств из России в 1995-1996 гг.

Другая важная причина оттока средств - использование нечестных способов в международных торговых операциях. Ликвидация государственной монополии на международную торговлю, поддержка государством либеральной политики и отсутствие солидных финансовых и банковских учреждений, которые было невозможно создать за столь короткое время, дали возможность беспринципным элементам в сфере международной торговли использовать незаконные способы выкачивания денег из страны ради личной наживы. Широко распространенная бартерная торговля, благодаря отсутствию возможности проводить нормальные международные торговые сделки, придала дальнейший размах процессам оттока средств.

Размах незаконных международных сделок может быть довольно точно определен по некоторым товарам. Например, экспорт рыбы из России в Японию в 1994 г. исчислялся согласно русской статистике в 7 тыс. т стоимостью 90,4 млн долл.., а японская статистика насчитывает 38,7 тыс. т стоимостью 511 млн долл. В 1995 г. экспорт крабов в Японию по российской статистике составил 7 тыс. т стоимостью 85 млн долл., в то время как японская статистика насчитывает 56 тыс. т стоимостью 622 млн долл. импорта из России(8). Все это показывает размер переводов средств посредством крупномасштабных занижений счетов-фактур.

По словам некоторых российских специалистов, такой размах махинаций был бы невозможен без ведома российских официальных лиц. На самом деле, говорят специалисты, это может происходить только при вовлечении и прямом участии политических боссов, при потворстве бюрократов высокого уровня.

Между 1992 и 1995 гг. огромная разница между внутренними и мировыми рыночными ценами на нефть, металлы, химические продукты и т.д., дала возможность получить огромные прибыли российским фирмам, занимавшимся международной торговлей. Отсутствие государственного контроля над торговыми сделками, с одной стороны, и высокие подоходные налоги были дополнительными факторами, повлиявшими на отток денежных средств, осуществляемый российскими торговцами. Значительную роль сыграли и российские коммерческие банки, которые являлись участниками различных полулегальных и нелегальных переводов средств.

Огромный отток капиталов, который имел место в последние годы XX в., связан также с кризисом августа 1998 г. Вскоре после финансового смятения, когда российское правительство отказалось выплачивать свои долги, многие российские банки также оказались неспособными выполнить свои обширные обязательства перед вкладчиками и другими кредиторами. Однако у них имелись фиксированные активы, которые они быстро перевели в твёрдую валюту и переправили за границу, чтобы скрыть наличность от кредиторов.

Кроме этого Центральный банк был вынужден выдать огромные стабилизационные фонды почти обанкротившимся банкам (около 19 млрд долл. в виде специальных кредитов). Около 20 российских крупнейших банков стали бенефициантами, а "СБС - АГРО", одним из совладельцев которого является Б. Березовский, получил самый огромный кусок. Большая часть специального стабилизационного кредита, полученного этими банками, также была переправлена за границу.

Применяемые методы

Очень популярный метод выкачивания денег за границу - это трансфертная оценка, или "толлинг". При этой схеме российская компания продает товар по самой наименьшей рыночной цене офшорному посреднику, затем посредник перепродает товар по мировой цене, и иностранная валюта никогда не попадает в Россию.

Отмывание денег часто происходит через магазин или ресторан, которым владеет какой-либо преступный делец. Владелец смешивает деньги, полученные незаконным способом (например, от рэкета) и средства, заработанные законным путем. Это узаконивает средства, полученные преступным способом.

Некоторые банки в России действовали очень похоже. Например, банк выдает кредит подставной фирме, которая находится под его контролем. Эта подставная фирма инвестирует деньги в офшорную компанию, подконтрольную тем же банкирам, и затем не выплачивает кредит. Потом компания, получившая инвестицию, переводит деньги в другие банки так, чтобы совершенно невозможно было определить их происхождение. Долговые обязательства разорившейся компании переходят к третьей фирме, что позволяет банку списать кредит.

Известная аудиторская фирма "Price Waterhouse Cooper" подтвердила несколько случаев перевода денег из России в западные компании. Например, Российский Центральный банк перевел один миллиард долларов в "Financial Management Co" (FIMACO), фирму на Нормандских островах, которую ЦБ контролировал в 1996 г. Работал механизм, когда Центральный банк произвел в 1996 г. внутренний заем на 1 млрд долл. российскому правительству, а вместо возврата займа были даны долговые обязательства, которые затем спокойно были отосланы FIMACO. В принципе для Центрального банка привычно держать резервы за границей (в надежных валютах других стран), но было крайне необычно доверить эти резервы FIMACO - фирме, которая имела начальный доход в 1 тыс. долл. Часть денег, переведенных Центральным банком за границу, вернулась в Россию в виде инвестиций в государственные краткосрочные облигации с высоким процентом (ГКО). Инвестиции FIMACO в ГКО держались в тайне и производились через коммерческий банк "Еврофинансы", который находился в Москве и специализировался на рыночных операциях с ГКО.

Это один из многочисленных методов, с помощью которого деньги переводились из России. Документы, недавно получившие огласку в Москве, показывают что, начиная с 1993 г., резервы страны в иностранной валюте были переправлены по подпольной сети.

Отмывание денег и другие незаконные виды переводов средств проводились при помощи некоторых русских эмигрантов, занимающих высокие посты в американских и европейских банках.

В скандальной истории об отмывании денег через "Нью-Йорк Бэнк" около 4,2 млрд долл. были переправлены при помощи счетов фирмы "Benex Worldwide Ltd.". Расследования показали, что отмываемые деньги получены от незаконной деятельности, политических взяток и корпоративных махинаций в России и отмывались для людей, связанных с криминальными кругами в России. "Benex" также имела тесные связи с "доном" Могилевичем. Владелец "Benex", Питер Берлин, женат на Люси Эдварде (Людмиле Притцкер), которая является вице-президентом Лондонского филиала "Нью-Йорк Бэнк". Эдварде никогда не сообщала о своем браке нанимателям и играла важную роль в большинства операций по переводу денег, связанных со счетом "Benex".

Наташа Гурфинкель-Кагаловская - другая эмигрантка, связанная с большими переводами средств, - являлась старшим вице-президентом "Нью-Йорк Бэнк", управляя его филиалом в Западной Европе. Она является женой Константина Кагаловского - заместителя председателя ЮКОСа, главной российской нефтяной компании. Кагаловский был российским представителем МВФ в начале 1990-х гг., когда Егор Гайдар возглавлял правительство, а затем перешел в банк МЕНАТЕП, возглавляемый нефтяным и банковским бароном Михаилом Ходарковским.

Последствия

Сейчас Россия занимает одно из самых высокое мест среди стран мира по отмыванию денег. Стоит поразмыслить о возможных последствиях отмывания денег для России, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Во-первых, мировое обнародование крупномасштабного отмывания денег негативно повлияло на имидж России, которая пытается интегрироваться в мировую экономику.

Некоторые круги в России, особенно связанные с правительством, считают, что против страны ведется клеветническая кампания, которая должна запятнать репутацию России. По словам российского министра иностранных дел Игоря Иванова, статьи о взятках и отмывании денег представляют собой продуманную политику, нацеленную на то, чтобы помешать восстановлению России как могучей державы, и не являются законными попытками разоблачить коррупцию(9). Однако это утверждение принимают на Западе весьма скептически.

Во-вторых, отмывание денег влияет не только на внутренние дела России, но и на ее отношения с остальным миром.

В частности, отмывание денег может привести к снижению потока финансовых ресурсов из западных стран для развития экономики России, особенно прямых зарубежных инвестиций. Откровения по поводу отмывания денег могут также повлиять на финансовую помощь от правительств западных стран и финансовых организаций. Один из основных политических споров касается вопроса - не были ли вывезены незаконно и кредиты МВФ, более 20 млрд долл., поступивших в Россию после 1992 г.?

Последнее важное следствие отмывания денег - это увеличение разрыва между богатыми и бедными в России. По данным Российской Академии Наук, около 60 млн россиян - 40% населения - живут за чертой бедности (есть еще более пессимистические оценки - 70%). Безработная российская молодежь втягивается в террористическую и криминальную деятельность, наблюдая и читая о стиле жизни богатых и наделенных властью и сравнивая его со своей жизнью. Такие действия, как погромы магазинов в Москве в 1997 г., которые произошли во время празднования 850-летия города и обошлись в 300 млн долл., могут быть результатом действий доведенных до отчаяния молодых людей.

Значение всего этого в том, что с приходом нового тысячелетия кризис в российской экономике может не ослабеть, а усилиться.


(1) Сост. по: Gidadhubi R.G., Kumar Rama Sampath. Causes and Consequences of Money Laundering in Russia // Economic and Political Weekly. 1999. November 27. P. 3395-3399.

(2) Tikhomirov V. Capital Flight for Post-Soviet Russia // Europe Asia Studies. 1997. Vol. 49. № 4. June. P. 591 - 616.

(3) Scherer R. Mystery of the Mission Billions // Christian Science Monitor. 1999. September 3.

(4) Cohen A. Russian Money Laundering. Questions Congress Should Ask // The Heritage Foundation Background. 1999. September 22.

(5) Alien M., Beckett P. et al. Fore Loans Diverted in Monster Money Laundering? // Transition. Vol. 10. № 4. 1999. August.

(6) The Economist. 1999. August 28. P. 15.

(7) Hirsh M. The Gangster State // Newsweek. 1999. September 6.

(8) Abalkin L. Saving Russia [Спасти Россию] // Institute Economics, Russian Academy of Science. 1999. P. 93.

(9) Volk E. Family Fights Back Against Corruption Charges // Dateline Moscow. 1999. September 6.