Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №5-2 //
   "Криминальная глобализация экономики.
   Часть II. Криминальное мировое хозяйство как система".

Фальсификация торговых марок в сфере международной торговли (реферативный обзор)(1)

В статьях французских обозревателей анализируются основные тенденции современного "пиратского" производства товаров, незаконно имитирующих фирменные знаки известных фирм.

Создание и защита торговой марки является неотъемлемым элементом промышленной и торговой стратегии любой современной компании. Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на защиту этого нематериального, но очень ценного актива. При этом эти расходы рассматриваются ими как инвестиции. По оценке Interbrand/Citibank, самой дорогой является торговая марка американской компании "Кока-кола" - 72,5 млрд долл., затем следуют торговые марки компаний "Майкрософт" (70,2 млрд), ИБМ (53,2 млрд), "Интел" (39 млрд) и т.д.(2) . Предприниматели все больше осознают тот факт, что в условиях обостряющейся конкуренции, которая все чаще приобретает не просто международный, но и глобальный характер, защита торговой марки имеет для успеха их предприятия такое же значение, как и маркетинг, коммуникации и финансовое управление. В большинстве стран только регистрация торговой марки, которая, как правило, возобновляется каждые десять лет, может обеспечить им административную или судебную защиту от любого воспроизведения или имитации их марки. Регистрации марки предшествует изучение ее приоритета, чтобы не допустить использования названий и логотипов, которые уже используются другими фирмами. Такое изучение, как правило, проводится специализированными фирмами, предоставляющими консультационные услуги по вопросам промышленной собственности. Иногда крупные компании сталкиваются с тем, что выбранное ими название торговой марки уже используется какой-нибудь мелкой фирмой. В этом случае с этой фирмой могут вестись переговоры об уступке названия за определенную цену, которая обычно составляет 1-3% от величины оборотов фирмы-продавца.

Когда нужно зарегистрировать торговую марку за границей, консультационная фирма работает с соответствующими органами других стран, чтобы избежать дублирования в названии торговой марки и оценить возможность успеха продвигаемой марки в той или иной стране, учитывая местные условия, исторические, культурные и языковые особенности. Это связано с тем, что некоторые названия могут звучать в других странах неблагозвучно, двусмысленно и вызывать ассоциации, на которые владельцы торговой марки не рассчитывали. При внедрении торговой марки на рынок другой страны следует учитывать местные обычаи и привычки и психологические особенности потребителей. Французский эксперт Ж.-Н. Капфере приводит пример проникновения на рынок России в конце 1990-х гг. сигарет одной из наиболее известных в мире марок BAT ("British American Tobacco"). Руководители фирмы решили использовать широко известную на российском рынке марку "Ява", выпустив на рынок сигареты под маркой "Ява Золотая" ("Yava Gold"), которые имели гораздо больший успех, чем сигареты марки BAT. Ж.-Н. Капфере считает такую политику вполне оправданной в стране, для которой "вопросы национального величия и национальной гордости весьма чувствительны"(3). И в целом использование местных, хорошо известных торговых марок может рассматриваться как одно из наиболее успешных способов проникновения на зарубежные рынки, так как известные марки рождают у потребителей чувство принадлежности к местной культуре.

После регистрации торговая марка приобретает ценность, которая может быть объектом тех или иных сделок. После регистрации в своей стране торговая марка может быть зарегистрирована и в других странах. Так, регистрации торговой марки во Франции, осуществляемая Национальным институтом промышленной собственности (Institut nationale de la propriete industrielle - INPL), дает возможность пользоваться защитой, которая предусматривается различными международными конвенциями - Парижской конвенцией по охране прав промышленной собственности (облегчающей регистрацию в 160 странах), Мадридским протоколом (распространяется на 66 стран) и т.д. В настоящее время во Франции зарегистрировано 92.366 торговых марок.

В 1996 г. в рамках Европейского союза (ЕС) был введен юридический механизм защиты единой для всех 15 стран-участниц коммунитарной марки (marque communautaire), которая должна регистрироваться в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке (Office de l'harmonisation dans le marche interieur - OHMI), расположенном в испанском городе Аликанте. Регистрация торговой марки в OHMI обходится в 1100 евро, при этом сама процедура занимает около двух лет, в течение которых изучается представленное досье, осуществляется его перевод на 11 официальных языков ЕС. За три с небольшим года с момента введения единой коммунитарной марки в OHMI было зарегистрировано 140 тыс. торговых марок, из которых 2/3 приходится на долю предприятий из стран ЕС. Это больше, чем предусматривалось при создании OHMI, что также обусловило затягивание процедуры регистрации. Среди стран ЕС первое место по числу зарегистрированных марок занимает Германия (17%), за ней следует Великобритания. Франция занимает лишь пятое место. Среди предприятий стран, не являющихся членами ЕС, наибольшую долю (28%) занимают фирмы США, за ними с большим отрывом следуют японские (3%) и швейцарские (около 2%) компании(4). Наибольшая доля торговых марок (12%) приходится на предприятия электроники и информатики, второе место занимают фирмы, предоставляющие юридические услуги, третье место - компании, занимающиеся ресторанным делом. Активное участие фирм, особенно американских, в процессе регистрации торговых марок в OHMI, объясняется тем, что они стремятся закрепиться не только на нынешнем, но и на будущем рынке ЕС, который значительно расширится после предстоящего вступления в ЕС новых стран.

Одной из главных целей защиты торговых марок является борьба с их фальсификацией. Подделка товаров столь же стара, как и сама торговля. Одним из наиболее старых свидетельств подделки является установленный в марсельском Музее доков факт подделки на юге Италии амфор, производимых знаменитым романским мастером Сестуисом (Sestuis), который ставил на каждой амфоре знак SES.

По словам эксперта Европейской комиссии К. Циммермана, "сегодня подделывается все, что продается". Фактически в масштабах Европы обнаруживается только малейшая часть "огромного айсберга" поддельной продукции: в 1999 г. было арестовано не более 1% ее общего объема. Анализ общего количества дел о подделках в странах ЕС показывает, что на долю готовой одежды приходится 41% дел, игрушек и игр - 21%, бижутерии - 14%, книг и фильмов - 7%, модной одежды - 5% и электроники - 4%(5) . В странах ЕС наиболее заметные дела о подделках в последнее время касались - в Германии деталей автомобилей, микропроцессоров, моющих средств, удобрения для растений; в Дании - ложной марки 21 т риса; в Бельгии - 530 тыс. зубных щеток; в Испании - водки и сигарет; в Финляндии - чая и сигарет, содержащих в 2-3 раза больше никотина и смол, чем было указано на пачке; во Франции - деталей автомобилей, медицинских аппаратов; в Нидерландах - 90 тыс. компакт-дисков видео-игр; в Великобритании - нескольких сотен тысяч бутылок напитков и 1 тонны зубной пасты.

Часто копии товаров известных марок имеют довольно высокое качество. Так, для того, чтобы установить, что джинсы, имитирующие Levi's, произведены на Тайване, потребовался очень сложный химический анализ.

По оценке Союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и создал Музей контрафакции (Musee de la contrеfacon), подделки составляют 5-7% объема мировой торговли и ежегодно наносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд франков и приводящий к сокращению 30 тыс. рабочих мест(6) . По данным французской таможенной службы, в 1999 г. ею было арестовано 3.661.212 поддельных изделий что в 12 раз больше, чем пять лет тому назад, в том числе 2,5 млн пачек сигарет фальшивой марки "Marlboro", арестованных в порту Гавра(7) .

Наибольшая часть подделок в мировой торговле происходит из Китая и других стран Восточной Азии, которые очень быстро налаживают дешевое производство товаров известных торговых марок, пользующихся большим спросом. При этом в рассматриваемых странах копирование товаров далеко не всегда воспринимается негативно, напротив, здесь считается нормальным и обычным делом более дешевое производство известного товара.

В последнее время число стран-производителей подделок возросло за счет Вьетнама, где производятся компакт-диски, видеокассеты и т.д., и России, где копируются даже местные продовольственные товары с хорошей репутацией - минеральная вода "Боржоми", вологодское масло, пиво "Жигулевское" и др. Кроме того, в России фальшивыми являются 30% продаваемых сигарет и - что, по мнению западных экспертов, вызывает особое беспокойство - изготовляются фальшивые доллары.

Фальсификаторы действуют и в странах ЕС. Два года назад в Дании были арестованы 125 тыс. пиратских лазерных дисков, изготовленных в других странах ЕС и продававшихся через датские Интернет-сайты. Довольно плохой пример подает всем Италия, где многие производители подделок связаны с мафией и благодаря различным уловкам обходят действующее в стране весьма противоречивое законодательство. В Великобритании некоторые ткацкие фабрики производят ткани и не ставят на них торговую марку, чтобы избежать обвинения в фальсификации. Некоторые европейские производители пользуются тем, что товары из отдельных развивающихся стран не защищены зарегистрированной торговой марки. Например, голландские производители ковров используют традиционные мотивы производимых вручную марокканских ковров, что приносит им немалые выгоды.

Игры и игрушки, особенно произведенные из пластика, являются наиболее часто объектом подделок, поступающих в Европу в основном из Китая и восточноевропейских стран. Сегодня все дети и их родители знакомы с карманными "Монстрами Покемонами" (pockets monsters), видеоигра с которыми была выпущена на рынок в 1996 г. японской фирмой Nintendo. Успех этой игры привел к производству многочисленных товаров с символикой "Покемон". В первой половине 2000 г. во Франции было арестовано более 1,5 млн подобных фальшивых изделий - видеоигр, одежды, открыток и т.д., которые в основном были произведены в азиатских странах. По оценке Французской федерации производителей игрушек, стоимость ежегодных подделок составляет 5-7% оборотов отрасли; при этом поддельные игрушки продаются по цене, которая на 15-40% ниже цены оригинальных игрушек(8).

Фальшивые лекарства не только подрывают рыночные позиции фирм-производителей, но и приносят огромный вред здоровью их потребителям. По сообщениям китайской печати, в Китае ежегодно умирает не менее 200 тыс. человек от употребления просроченных или поддельных лекарств. В 1995 г. в Нигере погибли 2.500 человек после инъекции им фальшивой вакцины против менингита. В мае 2000 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила об обнаруженном ею 771 случае подделки лекарств. По данным ВОЗ, в 1982-1997 гг. в 28 странах были обнаружены фальшивые медикаменты: поддельные, незаконные копии известных торговых марок, лекарства с неверными этикетами и низкого качества. Среди этих стран 7 (25%) являются промышленно развитыми(9). Наибольший объем фальшивых лекарств производится во Вьетнаме, Таиланде и Мьянме.

В последние годы ВОЗ активизирует борьбу с фальсификацией лекарств: выпускает для правительств специальные руководства по разработке соответствующих мер, разрабатывает программы для стран, производящих фальшивые лекарства, требует от правительств большей прозрачности при проведении политики обеспечения населения медикаментами, в 1997 г. создал Институт фармацевтической безопасности (Institut de la securite pharmaceutique) и т.д. При принятии стран в члены ВОЗ от них требуется соблюдения и охраны прав интеллектуальной и промышленной собственности, защиты торговых марок и приведения местного законодательства в соответствие с этими требованиями. Так, на Филиппинах в 1996 г. было принято более строгое законодательство, предусматривающее наказание в виде тюремного заключения сроком от шести месяцев до пожизненного и штрафа до 25 тыс. долл. Однако далеко не все страны следуют по такому пути. Американская ассоциация фармацевтических лабораторий, оценивающая свои потери от подделки лекарств в 9 млрд долл., потребовала от ряда стран привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВОЗ. К числу этих стран относятся: Аргентина, Бразилия, страны Центральной Америки и Ближнего Востока, ЮАР, Пакистан, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Индия и Китай(10).

Фальсификация продукции обнаруживается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности, хотя в некоторых из них она приобретает особенно крупные масштабы. Это в первую очередь относится к автомобилестроению. Европейский рынок автомобилей, на котором ежегодно продается 15,5 млн автомашин в год, является самым крупным в мире. Не случайно автозапчасти к автомобилям являются первыми жертвами подделок. При этом качество поделок может быть очень высоким, хотя их производители не имели никакого права использовать дизайн или торговую марку основных производителей. Производители подделок автодеталей из пластика, листового железа и т.д. обнаружены в Италии, Испании, Бельгии и Дании; при этом многие из них все чаще переправляют свою продукции за пределы ЕС через Италию. В целом потери от подделок в автомобилестроении ЕС оцениваются в 6 млрд франков, из которых половина приходится на механические автодетали и другая половина - на автомобильные покрышки и двери. Иногда обвинения тех или иных фирм в подделке используется как орудие в конкурентной борьбе. Так, в июле 1999 г. американская фирма Viskase выиграла в суде Чикаго дело против компании АNC (американского филиала французской фирмы Pechiney), добившись выплаты ею в форме штрафа, возмещения ущерба и процентов 164,9 млн долл. за то, что филиал французской фирмы производил поддельные пластиковые пакеты для упаковки мяса.

Как считают эксперты, новейшая технология открывает поистине безграничные возможности для фальсификации соответствующей продукции. США, где производится 40% программного обеспечения, наиболее чувствительны к их пиратскому использованию. По данным одного из обследований, опубликованным в мае 2000 г., в 1999 г. потери от подобного пиратства во всем мире составили 12 млрд долл., из которых 70% приходится на долю 10 стран - США, Канады, Японии, Великобритании, Германии, Китая, Франции, Италии, Бразилии и Нидерландов(11). Уровень пиратства в развитых странах очень высок. В июле 2000 г. немецкий журнал PC Welt сообщил, что 38% немецких пользователей используют программы, скопированные у своих друзей, а более трети используют Интернет для получения программ без лицензии. В Западной Европе чемпионами по пиратским программам являются греки: здесь пиратскими являются 70% дисков и 74% программ, не считая пиратства через Интернет. Большое количество копий поступает в Грецию из Болгарии и бывших советских республик. В 1999 г. уровень пиратства составлял в Испании 57% и в Ирландии - 56%. Мировыми чемпионами по пиратству являются Вьетнам (98%) и Китай (91%). Что касается видеоигр, то здесь, по оценкам, относящимся к 1998 г., доля пиратских игр составляла в Малайзии 99%, России - 97, Китае - 95, Таиланде - 93, Мексике - 85, Сингапуре - 73 и Гонконге - 72%(12) .

Еще одной сферой широкого распространения пиратства являются музыкальные записи. Сегодня техника позволяет копировать их с довольно высоким качеством, особенно через Интернет, что стало весьма распространенной практикой. Некоторые сайты, которым пользуются во всем мире не менее 30 млн человек, позволяют легко копировать самые новые музыкальные альбомы. В октябре 2000 г. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (International Federation of Phonographic Industry) оценила ежегодный ущерб от музыкального пиратства в 5 млрд долл. и количество продаваемых пиратских лазерных дисков - в 500 млн(13). Меры борьбы с подобным пиратством носят не только юридический, но и технический характер. В частности, недавно было предложено при производстве музыкальных дисков включать в них специальные функции, которые помешают копировать их или пользоваться копиями.

Сигареты относятся к числу поддельных продуктов, которые наиболее часто задерживаются на таможнях различных стран, хотя поток этих изделий не иссякает. Эксперты связывают это с тем, что в цене пачки сигарет основную часть составляют налоги и сборы: во Франции доля налогов (на потребление и добавленную стоимость) в цене пачки сигарет составляет 76%. Контейнер с 10 млн сигарет, купленных у производителя за 200 тыс. евро, после уплаты налогов и сборов будет стоить на 1 млн евро дороже. Эта разница между ценой продажи и ценой производителя и определяет масштабы прибыли, получаемой контрабандистами. В результате, по оценкам, на мировом уровне треть экспортируемых сигарет поставляется в форме контрабанды. Если сравнить данные о мировом экспорте и импорте сигарет, то разница между ними составит 400 млрд евро, что как раз и составляет треть мирового экспорта(14).

В 1997-2000 гг. в странах Европы объем задержания контрабандных сигарет увеличился на 140%, что превратило эту контрабанду в один из самых крупных видов бизнеса в Европе. В ноябре 2000 г. Европейская комиссия, ссылаясь на данные таможенных служб стран ЕС, направила в судебные органы США жалобу на ведущие американские фирмы-производители сигарет "Philip Morris", "RJ Reynolds" и японскую "Japan Tobacco", которая в 1999 г. приобрела зарубежные филиалы фирмы "RJ Reynolds". Названные фирмы обвиняются в том, что "они контролируют, управляют, стимулируют и поддерживают деятельность сети контрабандистов в Европе"(15). В то же время представители ТНК постоянно лоббируют в органах ЕС и стран-участниц снижение налогов на сигареты, ссылаясь на то, что "чем больше налоги, тем более выгодна контрабанда". Масштабы продажи контрабандных сигарет в отдельных странах ЕС зависят от таких факторов, как средняя стоимость пачки сигарет (во Франции она составляет около 22 франков, в Великобритании - 35 франков, в Люксембурге - 13 франков и т.д.) и организации борьбы с контрабандой. В последние годы, по оценкам, доля контрабандных и поддельных сигарет в общем объеме их продаж составляет во Франции около 2%, тогда как в Великобритании - 16 и в Италии - 20%. Контрабанда сигарет ежегодно приводит к значительному недобору налоговых поступлений в бюджет ЕС в целом (этот недобор оценивается в 1,18 млрд евро) и отдельных стран: в Великобритании эта сумма составляет 4 млрд евро, в Германии - 0,5 млрд и в Испании - 0,25 млрд(16).

В промышленно развитых странах сложился и действует механизм защиты интеллектуальной и промышленной собственности - патентов, товарных марок, промышленных образцов и т.д. Вместе с тем эти страны различаются между собой по стоимости и продолжительности процедур судебного разбирательства дел о незаконном использовании товарных марок, дизайна и промышленных образцов. Если перед развитыми странами стоит проблема повышения эффективности механизмов борьбы с подделками и координации этой борьбы на межстрановом уровне, поскольку этот тип преступности носит международный характер, то для большинства развивающихся государств наиболее настоятельной задачей является создание соответствующей законодательной базы. Перспективы вступления ряда стран Азии и Восточной Европы во Всемирную торговую организацию (ВТО) заставили их начать активную борьбу с фальсификацией товаров и привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО, ВОЗ и других международных организаций. Подобная политика в некоторых странах уже принесла свои плоды. Так, в Иордании прекращено производство фальшивых лекарств, а в Кувейте в январе 2000 г. было арестовано 70 тыс. пиратских видеокассет. В Польше в ноябре 1999 г. принят новый закон, наделивший силы порядка правами в области борьбы с фальсификацией и ужесточивший наказание за подделки.


(1) Составлено по: Les attaques contre les marques inquietent les entreprises // Monde. 2001. 10 mai. № 77034. P. 21; Contrefacons // Expansion. P., 2000. № 632. P. 53; 64; Contrefacon: Copier, c'est voler // MOCI. 2000. № 1467. P. 76-78; Jouet: L'improbable combat judiciaire // MOCI. 2000. № 1467. P. 78-79; Industrie: Les preuves pas toujours palpables // MOCI. 2000. № 1467. P. 80-81; Informatique et media: Quand l'evolution technique va trop vite // MOCI. 2000. № 1467. P. 82-83; Pharmacie: La copie en pleine sante // MOCI. 2000. № 1467. P. 79-80; Propriete intellectuelle: Comment reagir juridiquement // MOCI. 2000. № 1467. P. 83-84; Theulet X., Murris Chr. Savoir gerer ses marques // MOCI. 2000. № 1472. P. 50-56; Lеs multinationales contrebandieres? // Express. 2001. № 2602. P. 73.

(2) Les attaques contre les marques inquietent les entreprises // Monde. P., 2001. 10 mai. № 77034. P. 21.

(3) Theulet X., Murris Chr. Savoir gerer ses marques // MOCI. 2000. № 1472. P. 51.

(4) Theulet X., Murris Chr. Savoir gerer ses marques // MOCI. 2000. № 1472. P. 53.

(5) Contrefacon: Copier, c'est voler // MOCI. 2000. № 1467. Р. 76.

(6) Op. cit.

(7) Contrefacons // Expansion. P., 2000. № 632. P. 64.

(8) Jouet: L'improbable combat judiciaire // MOCI. 2000. № 1467. P. 78.

(9) Pharmacie: La copie en pleine sante // MOCI. 2000. № 1467. P. 79.

(10) Op. cit. P. 80.

(11) Informatique et media: Quand l'evolution technique va trop vite // MOCI. 2000. № 1467. P. 82.

(12) Op. cit. P. 82.

(13) Op. cit. P. 83.

(14) Lеs multinationales contrebandieres? // Express. 2001. № 2602. P. 73.

(15) Op. cit.

(16) Contrefacons // Expansion. P., 2000. № 632. P. 53.