Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №4 //
   "Теневая экономика в советском и постсоветском обществах".

Региональная дифференциация масштабов российской теневой экономики
В.В. Строк

Теневые экономические отношения развиты во всех регионах России, но в различной степени. Мы сделали попытку обобщить некоторые данные о региональной дифференциации и объяснить их.

Представленная ниже таблица является итогом исследования, проведенного в несколько этапов. Исследование базировалось только на общедоступных (официальных) данных, которые были подвергнуты итерационным процедурам эконометрического анализа, в результате чего и были получены оценки, представленные в таблице, – оценки труда и капитала, задействованных в теневом и легальном секторах экономики (теневой сектор в нашем случае не включает в себя откровенно криминальную деятельность).

В качестве отправной точки для оценки теневого сектора использованы следующие материалы:

по капиталу – оценки Е. Мартовой и И. Абинковской1 для рассчетов по регионам доли физического капитала, задействованного в теневом секторе на 31 декабря 1991 г.;

по труду – данные О. Станисловой и А. Сергеева о доле населения, задействованной в теневом секторе, на декабрь 1992 г.2.

Далее эти оценки, взятые в качестве отправных, использовались в интерационных расчетах. В пятом и шестом столбцах нашей таблицы даны оценки на 1998 г.

В таблице также приведены рейтинги коррумпированности (максимальный уровень 3,25 свидетельствует о глубокой интеграции власти и теневого бизнеса, норма – 2,25, минимум – 0), также являющиеся результатом эконометрических исследований, показатели капиталовооруженности труда в теневом (5\6=7) и легальном (2\3=4) секторах по регионам.

Из таблицы видно соотношение показателей трудо- и капиталовооруженности теневого и легального секторов российской экономики (4 и 7), что в совокупности с рейтингом коррумпированности (9) дает почву для очень важных выводов.

Регионы, выделенные жирным шрифтом, характеризуются высоким уровнем коррупции (более 2,5), а подчеркиванием выделены те регионы, где капиталовооруженность труда в теневом секторе составляет более 45% аналогичного показателя в легальном секторе. Следует помнить, что качественные показатели капитала в теневом секторе экономики значительно превосходят показатели аналогичного по стоимости капитала в легальном секторе.

Как видно из таблицы, эти две классификации не совпадают: регионы с высоким уровнем интегрированности криминалитета и местной власти, как правило, характеризуются сравнительно низким уровнем капиталовооруженности труда в теневом секторе. Это может быть объяснено тем, что в таких регионах политический и экономический климат, создаваемый местными властями, не требует разделять теневое и легальное производство, т. е. зачастую в теневом секторе используется легально зарегистрированный капитал. Иначе обстоит дело в тех регионах, где капиталовооруженность труда в теневом секторе превышает 45% от уровня легального сектора, но по рейтингу интеграции эти регионы не коррумпированы (показатели столбца 9 менее 2,5). Здесь следует вспомнить о качестве капитала, выводимого в тень. Исходя из тех же соображений, что и раньше, можно предположить: степень политической нестабильности в этих регионах вынуждает предпринимателей, занимающихся нелегальной деятельностью, полностью обосабливать свою деятельность от легальной, выводя в это производство капитальные средства.

Следует отметить, что в таблице есть еще одна группа регионов – регионы со сравнительно невысокой капиталовооруженностью труда в теневом секторе и низким рейтингом интегрировнности. Эти регионы крайне разнообразны и требуют дополнительного изучения, однако в рамках данной работы можно предположить, что все эти регионы объединяет хотя бы одна из следующих характерных черт:

  • в регионе преобладает не теневое, а криминальное производство;
  • в регионе проходит процесс передела собственности;
  • промышленный потенциал региона устарел как морально, так и физически (фактически требует 100% замены);
  • в регионе преобладает ресурсное производство (добыча полезных ископаемых – угля, нефти, газа и т. д.);
  • в регионе наибольшее развитие получила не производственная, а посредническая, в различных ее видах, деятельность.

Отметим также, что существует еще одно исключение – Вологодская область: в этом регионе одновременно наблюдается сравнительно высокий уровень капиталовооруженности и высокий уровень интегрированности.

В заключение напомним, что все изложенные соображения относятся к производственной сфере, главным образом к промышленному производству. Именно этим обстоятельством может быть объяснено расхождение в оценках взаимосвязи теневого производства и степени коррумпированности местных властей, их интегрированности.

Таблица 1.  Дифференциация легальной и теневой экономики по регионам России, на 1998 г.

 

Админист-ративные образования

Основные фонды в легальном секторе

Лега-льная заня-тость

Легаль-ная капитало-воору-женность

Теневой капитал

Теневая заня-тость

Нелега-льная капита-ловоо-руженность

Соотношение теневой и легальной капиталовооруженности

Рейтинг коррупции

 

млрд

руб.

тыс.

чел.

 

млрд

руб.

тыс.

чел.

   

dami

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РФ

1325010

65950

200,9122

1020275

47736,51

21,37305

10,64%

 

Республика Карелия

90610

361,5

250,6501

2154,249

50,19844

42,91465

17,12%

0

Республика Коми

150068

523,8

286,4987

18006,75

386,2776

46,6161

16,27%

2

Архангельская область

149229

627,1

237,9668

7334,575

176,1131

41,64695

17,50%

1

Вологодская область

134666

601,9

223,7348

22833,06

187,2989

121,9071

54,49%

3,25

Мурманская область

147997

450,5

328,5172

3683,654

1097,967

3,354976

1,02%

3,25

г. Санкт-Петербург

383749

2331,4

164,6002

1538,169

1138,872

1,350608

0,82%

0

Ленинградская область

175998

690

255,0696

4877,456

546,1297

8,930948

3,50%

2

Новгородская область

70521

336,7

209,4476

3011,804

1294,175

2,3272

1,11%

0,75

Псковская область

67025

323,5

207,187

3522,69

20,95806

168,0829

81,13%

0

Брянская область

107276

583,4

183,8807

8079,654

129,7842

62,25452

33,86%

0

Владимирская область

115376

701,3

164,5173

28688,11

808,9033

35,46543

21,56%

2,25

Ивановская область

88003

515,9

170,5815

15222,29

500,5359

30,41198

17,83%

1,25

Калужская область

79598

504,8

157,6823

1082,67

197,824

5,472895

3,47%

0

Костромская область

66483

345,3

192,5369

15345,47

135,5702

113,192

58,79%

0

г. Москва

906010

5123,7

176,8273

9319,404

3558,555

2,618873

1,48%

0

Московская область

415184

2351,9

176,5313

84124,13

1864,867

45,10999

25,55%

0

Орловская область

70072

387,5

180,831

1925,22

123,8881

15,53999

8,59%

0

Рязанская область

99621

562,7

177,0411

8003,606

1262,432

6,339832

3,58%

3,25

Смоленская область

109959

472,3

232,816

2311,448

287,9787

8,026456

3,45%

0

Тверская область

128136

680,8

188,2139

9854,552

152,176

64,75761

34,41%

0

Тульская область

150010

820,7

182,783

3920,796

1000,634

3,918313

2,14%

2,25

Ярославская область

146944

658,6

223,1157

18966,65

560,5838

33,83374

15,16%

3,25

Республика Мари Эл

53864

330,7

162,8787

7258,871

205,3166

35,35452

21,71%

0

Республика Мордовия

67341

399,9

168,3946

4436,344

1310,971

3,384014

2,01%

0

Чувашская республика

104135

577,2

180,4141

3830,267

921,0928

4,158395

2,30%

0,75

Кировская область

135298

701,6

192,8421

3399,908

683,87

4,971572

2,58%

0

Нижегородская область

264965

172,1

1539,599

24112,51

192,3343

125,3677

8,14%

3,25

Белгородская область

137327

646,4

212,4489

3835,553

445,3011

8,613392

4,05%

3,25

Воронежская область

211212

1042,3

202,6403

17895,57

166,2314

107,6546

53,13%

0

Курская область

122489

561,9

217,9907

2854,867

189,0399

15,10193

6,93%

0

Липецкая область

124691

542,1

230,0148

3292,256

651,248

5,055302

2,20%

3,25

Тамбовская область

100756

526,3

191,4421

995,1389

239,6216

4,152959

2,17%

0

Республика Калмыкия

23626

138,9

170,0936

29274,31

123,5942

236,8584

139,25%

0

Республика Татарстан

407798

1657,5

246,032

6532,239

1119,245

5,836292

2,37%

2,5

Астраханская область

91446

429,8

212,7641

21871,89

488,0238

44,81725

21,06%

0

Волгоградская область

221309

1226,5

180,4395

7976,352

764,4401

10,43424

5,78%

1,25

Пензенская область

124149

670,3

185,2141

11966,87

2480,978

4,823448

2,60%

0

Самарская область

310373

1487

208,7243

16809,51

909,2299

18,48763

8,86%

3,25

Саратовская область

227647

1192,8

190,8509

23634,12

335,9947

70,34074

36,86%

0

Ульяновская область

127769

630,4

202,6793

14098,76

2366,169

5,958476

2,94%

3,25

Республика Адыгея

20335

162,7

124,9846

9354,116

29,24434

319,8608

255,92%

0,5

Республика Дагестан

76710

652,2

117,6173

26527,96

327,2293

81,0684

68,93%

0

Республика Ингушетия

3275

51,2

63,96484

4046,768

168,6271

23,99833

37,52%

0,5

Кабардино-Бал-карская область

36493

256,2

142,4395

3005,44

328,1011

9,160104

6,43%

0

Карачаево-Черкесская республика

30214

140,1

215,6602

9561,698

24,14571

395,9998

183,62%

0

Республика Северная Осетия – Алания

33453

218,2

153,3135

3927,721

71,592

54,86257

35,78%

0,5

Краснодарский край

315667

1965,9

160,5712

37864,33

1720,333

22,00989

13,71%

0

Ставропольский край

185219

1039,6

178,1637

23372,56

694,0735

33,67447

18,90%

0

Ростовская область

286684

1860,2

154,1146

27889,3

425,6391

65,52337

42,52%

0

Республика Башкортостан

365945

1731,5

211,3457

6281,124

230,6802

27,22871

12,88%

3,25

Удмуртская республика

126131

731,4

172,4515

2453,119

340,2872

7,208966

4,18%

0

Курганская область

85229

460,5

185,0793

7516,687

235,5814

31,90697

17,24%

0

Оренбургская область

215779

959,8

224,8166

4338,506

889,3027

4,878549

2,17%

3,25

Пермская область

265019

1354,3

195,6871

3432,587

638,5671

5,375452

2,75%

3,25

Свердловская область

489077

2031,5

240,7467

58242,16

1113,24

52,3177

21,73%

3,25

Челябинская область

289441

1532,4

188,8808

40264,1

1086,065

37,07338

19,63%

3,25

Республика Алтай

5647

81,2

69,54433

12344,51

42,12655

293,0338

421,36%

0,5

Алтайский край

192524

1091,6

176,3686

15064,6

368,1464

40,92013

23,20%

0

Кемеровская область

269030

1341,8

200,4993

11859,95

1905,051

6,225529

3,11%

3,25

Новосибирская область

228111

1151,4

198,1162

19782,56

497,0171

39,80258

20,09%

0

Омская область

192242

951,8

201,9773

3853,408

937,5362

4,110144

2,03%

3,25

Томская область

125785

481,6

261,1815

749,7865

141,4889

5,299261

2,03%

0

Тюменская область

826999

1791,1

461,7269

1360,978

449,2843

3,029214

0,66%

1

Республика Бурятия

55169

432,8

127,47

10665,42

279,3327

38,18179

29,95%

0

Республика Тува

13130

120

109,4167

13111,73

16,85881

777,7375

710,80%

0

Республика Хакасия

46361

235,1

197,1969

14633,6

521,614

28,05447

14,23%

3,25

Красноярский край

386346

1406,5

274,6861

8462,231

768,9203

11,00534

4,01%

3,25

Иркутская область

310270

1145,4

270,8835

6723,592

642,7135

10,46126

3,86%

3,25

Читинская область

98373

478,8

205,4574

20229,6

205,0722

98,64625

48,01%

0

Республика Саха

153679

526,3

291,9989

3535,204

802,2693

4,406505

1,51%

3,25

Биробиджан

15972

78,1

204,507

5201,658

38,10373

136,5131

66,75%

0,5

Чукотский автономный округ

27198

45

604,4

3806,436

35,63387

106,8207

17,67%

0,5

Приморский край

222595

955,3

233,0106

42935,94

352,4649

121,8162

52,28%

0

Хабаровский край

176028

653,7

269,2795

3936,22

1411,29

2,789093

1,04%

2,25

Амурская область

135888

456,6

297,6084

48305,54

274,9122

175,7126

59,04%

0

Камчатская область

51904

199,8

259,7798

16297,21

363,529

44,83057

17,26%

2,75

Магаданская область

45571

130,8

348,4021

7176,125

114,34

62,76125

18,01%

2,75

Сахалинская область

78412

283,8

276,2932

3004,19

146,7367

20,47334

7,41%

1

Калининградская область

59525

397,2

149,8615

1274,332

24,93716

51,10175

34,10%

0


(1) Составлено по: Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt- und Plan-wirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 1986. S. 73-103.

(2) Grossman G. The "Second Economy" of the USSR // Problems of Communism. 1977. Sept. - Oct. P. 33.

(3) Schafer W. Gleichgewicht, Ungleichgewicht und Schattenwirtschaft // Schattenokonomie: Theoretische Grundlagen und wirtschaftspolitische Konsequenzen. Gottingen, 1984. S. 40.

(4) Schafer W. Op. cit.

(5) В неоклассической экономической теории основной причиной безработицы считается завышение официаль-ной оплаты труда в сравнении с равновесной ставкой зарплаты, которая уравнивала бы спрос на труд и его предложение.

(6) Cassel D. Wirtschaftspolitik in alternativen Wirtschaftssystemen: Begriffe, Konzepte, Mrthoden // Wirtschaftspolitik im Systemvergleich: Konzeption and Praxis der Wirtschaftspolitik in kapitalistischen and socialistischen Wirt-schaftssystemen. Munchen, 1984.