Теневые экономические отношения развиты во всех регионах России, но в различной степени. Мы сделали попытку обобщить некоторые данные о региональной дифференциации и объяснить их.
Представленная ниже таблица является итогом исследования, проведенного в несколько этапов. Исследование базировалось только на общедоступных (официальных) данных, которые были подвергнуты итерационным процедурам эконометрического анализа, в результате чего и были получены оценки, представленные в таблице, – оценки труда и капитала, задействованных в теневом и легальном секторах экономики (теневой сектор в нашем случае не включает в себя откровенно криминальную деятельность).
В качестве отправной точки для оценки теневого сектора использованы следующие материалы:
по капиталу – оценки Е. Мартовой и И. Абинковской1 для рассчетов по регионам доли физического капитала, задействованного в теневом секторе на 31 декабря 1991 г.;
по труду – данные О. Станисловой и А. Сергеева о доле населения, задействованной в теневом секторе, на декабрь 1992 г.2.
Далее эти оценки, взятые в качестве отправных, использовались в интерационных расчетах. В пятом и шестом столбцах нашей таблицы даны оценки на 1998 г.
В таблице также приведены рейтинги коррумпированности (максимальный уровень 3,25 свидетельствует о глубокой интеграции власти и теневого бизнеса, норма – 2,25, минимум – 0), также являющиеся результатом эконометрических исследований, показатели капиталовооруженности труда в теневом (5\6=7) и легальном (2\3=4) секторах по регионам.
Из таблицы видно соотношение показателей трудо- и капиталовооруженности теневого и легального секторов российской экономики (4 и 7), что в совокупности с рейтингом коррумпированности (9) дает почву для очень важных выводов.
Регионы, выделенные жирным шрифтом, характеризуются высоким уровнем коррупции (более 2,5), а подчеркиванием выделены те регионы, где капиталовооруженность труда в теневом секторе составляет более 45% аналогичного показателя в легальном секторе. Следует помнить, что качественные показатели капитала в теневом секторе экономики значительно превосходят показатели аналогичного по стоимости капитала в легальном секторе.
Как видно из таблицы, эти две классификации не совпадают: регионы с высоким уровнем интегрированности криминалитета и местной власти, как правило, характеризуются сравнительно низким уровнем капиталовооруженности труда в теневом секторе. Это может быть объяснено тем, что в таких регионах политический и экономический климат, создаваемый местными властями, не требует разделять теневое и легальное производство, т. е. зачастую в теневом секторе используется легально зарегистрированный капитал. Иначе обстоит дело в тех регионах, где капиталовооруженность труда в теневом секторе превышает 45% от уровня легального сектора, но по рейтингу интеграции эти регионы не коррумпированы (показатели столбца 9 менее 2,5). Здесь следует вспомнить о качестве капитала, выводимого в тень. Исходя из тех же соображений, что и раньше, можно предположить: степень политической нестабильности в этих регионах вынуждает предпринимателей, занимающихся нелегальной деятельностью, полностью обосабливать свою деятельность от легальной, выводя в это производство капитальные средства.
Следует отметить, что в таблице есть еще одна группа регионов – регионы со сравнительно невысокой капиталовооруженностью труда в теневом секторе и низким рейтингом интегрировнности. Эти регионы крайне разнообразны и требуют дополнительного изучения, однако в рамках данной работы можно предположить, что все эти регионы объединяет хотя бы одна из следующих характерных черт:
- в регионе преобладает не теневое, а криминальное производство;
- в регионе проходит процесс передела собственности;
- промышленный потенциал региона устарел как морально, так и физически (фактически требует 100% замены);
- в регионе преобладает ресурсное производство (добыча полезных ископаемых – угля, нефти, газа и т. д.);
- в регионе наибольшее развитие получила не производственная, а посредническая, в различных ее видах, деятельность.
Отметим также, что существует еще одно исключение – Вологодская область: в этом регионе одновременно наблюдается сравнительно высокий уровень капиталовооруженности и высокий уровень интегрированности.
В заключение напомним, что все изложенные соображения относятся к производственной сфере, главным образом к промышленному производству. Именно этим обстоятельством может быть объяснено расхождение в оценках взаимосвязи теневого производства и степени коррумпированности местных властей, их интегрированности.
Таблица 1. Дифференциация легальной и теневой экономики по регионам России, на 1998 г.
Админист-ративные образования |
Основные фонды в легальном секторе |
Лега-льная заня-тость |
Легаль-ная капитало-воору-женность |
Теневой капитал |
Теневая заня-тость |
Нелега-льная капита-ловоо-руженность |
Соотношение теневой и легальной капиталовооруженности |
Рейтинг коррупции |
|
млрд
руб. |
тыс.
чел. |
|
млрд
руб. |
тыс.
чел. |
|
|
dami |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
РФ |
1325010 |
65950 |
200,9122 |
1020275 |
47736,51 |
21,37305 |
10,64% |
|
Республика Карелия |
90610 |
361,5 |
250,6501 |
2154,249 |
50,19844 |
42,91465 |
17,12% |
0 |
Республика Коми |
150068 |
523,8 |
286,4987 |
18006,75 |
386,2776 |
46,6161 |
16,27% |
2 |
Архангельская область |
149229 |
627,1 |
237,9668 |
7334,575 |
176,1131 |
41,64695 |
17,50% |
1 |
Вологодская область |
134666 |
601,9 |
223,7348 |
22833,06 |
187,2989 |
121,9071 |
54,49% |
3,25 |
Мурманская область |
147997 |
450,5 |
328,5172 |
3683,654 |
1097,967 |
3,354976 |
1,02% |
3,25 |
г. Санкт-Петербург |
383749 |
2331,4 |
164,6002 |
1538,169 |
1138,872 |
1,350608 |
0,82% |
0 |
Ленинградская область |
175998 |
690 |
255,0696 |
4877,456 |
546,1297 |
8,930948 |
3,50% |
2 |
Новгородская область |
70521 |
336,7 |
209,4476 |
3011,804 |
1294,175 |
2,3272 |
1,11% |
0,75 |
Псковская область |
67025 |
323,5 |
207,187 |
3522,69 |
20,95806 |
168,0829 |
81,13% |
0 |
Брянская область |
107276 |
583,4 |
183,8807 |
8079,654 |
129,7842 |
62,25452 |
33,86% |
0 |
Владимирская область |
115376 |
701,3 |
164,5173 |
28688,11 |
808,9033 |
35,46543 |
21,56% |
2,25 |
Ивановская область |
88003 |
515,9 |
170,5815 |
15222,29 |
500,5359 |
30,41198 |
17,83% |
1,25 |
Калужская область |
79598 |
504,8 |
157,6823 |
1082,67 |
197,824 |
5,472895 |
3,47% |
0 |
Костромская область |
66483 |
345,3 |
192,5369 |
15345,47 |
135,5702 |
113,192 |
58,79% |
0 |
г. Москва |
906010 |
5123,7 |
176,8273 |
9319,404 |
3558,555 |
2,618873 |
1,48% |
0 |
Московская область |
415184 |
2351,9 |
176,5313 |
84124,13 |
1864,867 |
45,10999 |
25,55% |
0 |
Орловская область |
70072 |
387,5 |
180,831 |
1925,22 |
123,8881 |
15,53999 |
8,59% |
0 |
Рязанская область |
99621 |
562,7 |
177,0411 |
8003,606 |
1262,432 |
6,339832 |
3,58% |
3,25 |
Смоленская область |
109959 |
472,3 |
232,816 |
2311,448 |
287,9787 |
8,026456 |
3,45% |
0 |
Тверская область |
128136 |
680,8 |
188,2139 |
9854,552 |
152,176 |
64,75761 |
34,41% |
0 |
Тульская область |
150010 |
820,7 |
182,783 |
3920,796 |
1000,634 |
3,918313 |
2,14% |
2,25 |
Ярославская область |
146944 |
658,6 |
223,1157 |
18966,65 |
560,5838 |
33,83374 |
15,16% |
3,25 |
Республика Мари Эл |
53864 |
330,7 |
162,8787 |
7258,871 |
205,3166 |
35,35452 |
21,71% |
0 |
Республика Мордовия |
67341 |
399,9 |
168,3946 |
4436,344 |
1310,971 |
3,384014 |
2,01% |
0 |
Чувашская республика |
104135 |
577,2 |
180,4141 |
3830,267 |
921,0928 |
4,158395 |
2,30% |
0,75 |
Кировская область |
135298 |
701,6 |
192,8421 |
3399,908 |
683,87 |
4,971572 |
2,58% |
0 |
Нижегородская область |
264965 |
172,1 |
1539,599 |
24112,51 |
192,3343 |
125,3677 |
8,14% |
3,25 |
Белгородская область |
137327 |
646,4 |
212,4489 |
3835,553 |
445,3011 |
8,613392 |
4,05% |
3,25 |
Воронежская область |
211212 |
1042,3 |
202,6403 |
17895,57 |
166,2314 |
107,6546 |
53,13% |
0 |
Курская область |
122489 |
561,9 |
217,9907 |
2854,867 |
189,0399 |
15,10193 |
6,93% |
0 |
Липецкая область |
124691 |
542,1 |
230,0148 |
3292,256 |
651,248 |
5,055302 |
2,20% |
3,25 |
Тамбовская область |
100756 |
526,3 |
191,4421 |
995,1389 |
239,6216 |
4,152959 |
2,17% |
0 |
Республика Калмыкия |
23626 |
138,9 |
170,0936 |
29274,31 |
123,5942 |
236,8584 |
139,25% |
0 |
Республика Татарстан |
407798 |
1657,5 |
246,032 |
6532,239 |
1119,245 |
5,836292 |
2,37% |
2,5 |
Астраханская область |
91446 |
429,8 |
212,7641 |
21871,89 |
488,0238 |
44,81725 |
21,06% |
0 |
Волгоградская область |
221309 |
1226,5 |
180,4395 |
7976,352 |
764,4401 |
10,43424 |
5,78% |
1,25 |
Пензенская область |
124149 |
670,3 |
185,2141 |
11966,87 |
2480,978 |
4,823448 |
2,60% |
0 |
Самарская область |
310373 |
1487 |
208,7243 |
16809,51 |
909,2299 |
18,48763 |
8,86% |
3,25 |
Саратовская область |
227647 |
1192,8 |
190,8509 |
23634,12 |
335,9947 |
70,34074 |
36,86% |
0 |
Ульяновская область |
127769 |
630,4 |
202,6793 |
14098,76 |
2366,169 |
5,958476 |
2,94% |
3,25 |
Республика Адыгея |
20335 |
162,7 |
124,9846 |
9354,116 |
29,24434 |
319,8608 |
255,92% |
0,5 |
Республика Дагестан |
76710 |
652,2 |
117,6173 |
26527,96 |
327,2293 |
81,0684 |
68,93% |
0 |
Республика Ингушетия |
3275 |
51,2 |
63,96484 |
4046,768 |
168,6271 |
23,99833 |
37,52% |
0,5 |
Кабардино-Бал-карская область |
36493 |
256,2 |
142,4395 |
3005,44 |
328,1011 |
9,160104 |
6,43% |
0 |
Карачаево-Черкесская республика |
30214 |
140,1 |
215,6602 |
9561,698 |
24,14571 |
395,9998 |
183,62% |
0 |
Республика Северная Осетия – Алания |
33453 |
218,2 |
153,3135 |
3927,721 |
71,592 |
54,86257 |
35,78% |
0,5 |
Краснодарский край |
315667 |
1965,9 |
160,5712 |
37864,33 |
1720,333 |
22,00989 |
13,71% |
0 |
Ставропольский край |
185219 |
1039,6 |
178,1637 |
23372,56 |
694,0735 |
33,67447 |
18,90% |
0 |
Ростовская область |
286684 |
1860,2 |
154,1146 |
27889,3 |
425,6391 |
65,52337 |
42,52% |
0 |
Республика Башкортостан |
365945 |
1731,5 |
211,3457 |
6281,124 |
230,6802 |
27,22871 |
12,88% |
3,25 |
Удмуртская республика |
126131 |
731,4 |
172,4515 |
2453,119 |
340,2872 |
7,208966 |
4,18% |
0 |
Курганская область |
85229 |
460,5 |
185,0793 |
7516,687 |
235,5814 |
31,90697 |
17,24% |
0 |
Оренбургская область |
215779 |
959,8 |
224,8166 |
4338,506 |
889,3027 |
4,878549 |
2,17% |
3,25 |
Пермская область |
265019 |
1354,3 |
195,6871 |
3432,587 |
638,5671 |
5,375452 |
2,75% |
3,25 |
Свердловская область |
489077 |
2031,5 |
240,7467 |
58242,16 |
1113,24 |
52,3177 |
21,73% |
3,25 |
Челябинская область |
289441 |
1532,4 |
188,8808 |
40264,1 |
1086,065 |
37,07338 |
19,63% |
3,25 |
Республика Алтай |
5647 |
81,2 |
69,54433 |
12344,51 |
42,12655 |
293,0338 |
421,36% |
0,5 |
Алтайский край |
192524 |
1091,6 |
176,3686 |
15064,6 |
368,1464 |
40,92013 |
23,20% |
0 |
Кемеровская область |
269030 |
1341,8 |
200,4993 |
11859,95 |
1905,051 |
6,225529 |
3,11% |
3,25 |
Новосибирская область |
228111 |
1151,4 |
198,1162 |
19782,56 |
497,0171 |
39,80258 |
20,09% |
0 |
Омская область |
192242 |
951,8 |
201,9773 |
3853,408 |
937,5362 |
4,110144 |
2,03% |
3,25 |
Томская область |
125785 |
481,6 |
261,1815 |
749,7865 |
141,4889 |
5,299261 |
2,03% |
0 |
Тюменская область |
826999 |
1791,1 |
461,7269 |
1360,978 |
449,2843 |
3,029214 |
0,66% |
1 |
Республика Бурятия |
55169 |
432,8 |
127,47 |
10665,42 |
279,3327 |
38,18179 |
29,95% |
0 |
Республика Тува |
13130 |
120 |
109,4167 |
13111,73 |
16,85881 |
777,7375 |
710,80% |
0 |
Республика Хакасия |
46361 |
235,1 |
197,1969 |
14633,6 |
521,614 |
28,05447 |
14,23% |
3,25 |
Красноярский край |
386346 |
1406,5 |
274,6861 |
8462,231 |
768,9203 |
11,00534 |
4,01% |
3,25 |
Иркутская область |
310270 |
1145,4 |
270,8835 |
6723,592 |
642,7135 |
10,46126 |
3,86% |
3,25 |
Читинская область |
98373 |
478,8 |
205,4574 |
20229,6 |
205,0722 |
98,64625 |
48,01% |
0 |
Республика Саха |
153679 |
526,3 |
291,9989 |
3535,204 |
802,2693 |
4,406505 |
1,51% |
3,25 |
Биробиджан |
15972 |
78,1 |
204,507 |
5201,658 |
38,10373 |
136,5131 |
66,75% |
0,5 |
Чукотский автономный округ |
27198 |
45 |
604,4 |
3806,436 |
35,63387 |
106,8207 |
17,67% |
0,5 |
Приморский край |
222595 |
955,3 |
233,0106 |
42935,94 |
352,4649 |
121,8162 |
52,28% |
0 |
Хабаровский край |
176028 |
653,7 |
269,2795 |
3936,22 |
1411,29 |
2,789093 |
1,04% |
2,25 |
Амурская область |
135888 |
456,6 |
297,6084 |
48305,54 |
274,9122 |
175,7126 |
59,04% |
0 |
Камчатская область
|
51904 |
199,8 |
259,7798 |
16297,21 |
363,529 |
44,83057 |
17,26% |
2,75 |
Магаданская область |
45571 |
130,8 |
348,4021 |
7176,125 |
114,34 |
62,76125 |
18,01% |
2,75 |
Сахалинская область |
78412 |
283,8 |
276,2932 |
3004,19 |
146,7367 |
20,47334 |
7,41% |
1 |
Калининградская область |
59525 |
397,2 |
149,8615 |
1274,332 |
24,93716 |
51,10175 |
34,10% |
0 |
(1) Составлено по: Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt- und Plan-wirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 1986. S. 73-103.
(2) Grossman G. The "Second Economy" of the USSR // Problems of Communism. 1977. Sept. - Oct. P. 33.
(3) Schafer W. Gleichgewicht, Ungleichgewicht und Schattenwirtschaft // Schattenokonomie: Theoretische Grundlagen und wirtschaftspolitische Konsequenzen. Gottingen, 1984. S. 40.
(4) Schafer W. Op. cit.
(5) В неоклассической экономической теории основной причиной безработицы считается завышение официаль-ной оплаты труда в сравнении с равновесной ставкой зарплаты, которая уравнивала бы спрос на труд и его предложение.
(6) Cassel D. Wirtschaftspolitik in alternativen Wirtschaftssystemen: Begriffe, Konzepte, Mrthoden // Wirtschaftspolitik im Systemvergleich: Konzeption and Praxis der Wirtschaftspolitik in kapitalistischen and socialistischen Wirt-schaftssystemen. Munchen, 1984.
|