Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №4 //
   "Теневая экономика в советском и постсоветском обществах".

Восток: Эльдорадо для коррупции(1)
Д. Кауфманн, С. Прадхан, Р. Ритерман

Авторы статьи, эксперты Всемирного банка, излагают результаты компаративистского социологического исследования, которое должно было дать возможность количественного сравнения масштабов коррупции в постсоциалистических странах.

До недавнего времени, отмечают авторы статьи, систематическая оценка масштабов коррупции в официальных организациях, а также ее экономических и социальных издержек считалась практически невозможной. Данные по отдельным странам включали лишь самые общие оценки официальных инстанций или некоторых экспертов. В последнее время, однако, были разработаны специальные рекомендации по количественному анализу мнения населения той или иной страны. Предложенный метод измерения уровня коррупции состоит в выявлении путем опросов домохозяйств, руководителей предприятий, чиновников издержек и рентабельности взяток, необходимых для получения особых привилегий, рабочего места в государственном учреждении и т. д. При использовании соответствующей техники опросов анкетируемые соглашаются откровенно говорить о действующих в стране методах коррупции.

В 1998 г. Всемирный банк провел детальное анкетирование по вопросам коррупции в Албании, Грузии и Литве, первые результаты которого свидетельствуют о высоком уровне коррупции в этих странах и ее глубоком проникновении в государственные институты, что влечет за собой снижение общего благосостояния и дополнительные расходы для частного сектора. Однако коррупция в этих странах существенно различается.

Например, в Грузии наиболее распространенной формой коррупции является хищение государственных средств, а в Албании и Литве – кража принадлежащего государству имущества. Незаконные платежи, осуществляемые для получения официальных контрактов, являются обыденной практикой во всех трех странах.

Институциональные причины коррупции в этих странах также различны. В Албании основной причиной коррупции является слабость юридической системы, тогда как несоблюдение регламентаций имеет меньшее значение. В то же время в Грузии несоблюдение правил распространено гораздо шире, так как легальное принуждение и регламентации слишком обременительны.

Данные анкетирования позволяют определить приоритеты реформ в каждой из этих областей. Например, детальная статистика взяток, даваемых предприятиями чиновникам государственных учреждений, позволяет выявить, какие из этих учреждений получают большую часть подобных платежей.

Анализ собранных анкет позволяет экспертам Всемирного банка сделать следующие выводы.

Во-первых, коррупция дорого обходится предприятиям и снижает налоговые поступления. В Албании и Литве на взятки приходится 7% прибыли предприятий, в Грузии – 15%. Если бы коррупции не существовало, многие из участвовавших в опросе предприятий согласились бы платить более высокие налоги – 53% респондентов в Албании, 71 – в Грузии, 30% в Литве. При отсутствии коррупции многие анкетируемые согласны платить дополнительные налоги, которые могли бы составить 11% прибыли в Албании, 22 – в Грузии, 15% в Литве (с. 60).

Коррупция имеет и другие серьезные последствия для государственных финансов.

Во-первых, множество мелких взяток дается чиновникам, чтобы избежать уплаты налогов, таможенных пошлин и других платежей государству, что также приводит к снижению фискальных доходов.

Во-вторых, коррупция в большей мере затрагивает наиболее бедные слои населения. 14% домохозяйств в Грузии и 12% в Литве признают, что они дают взятки. Хотя более богатые домохозяйства платят более высокие взятки, чем бедные, давление коррупции (процент дохода, направляемого на взятки), гораздо сильнее именно для наиболее бедных домохозяйств.

В-третьих, чиновники дают взятки, чтобы попасть на “денежные” должности. Во всех трех странах хорошо известна ставка за получение подобных должностей в административных органах. Это наводит на мысль о том, что коррупция строится как настоящий институт. По мнению домохозяйств и предприятий, ставки за получение наиболее коррумпированных должностей являются и самыми высокими. Из этого следует, что коррумпированные чиновники делают “рациональные вложения”, покупая свои должности. Основные объекты коррупции в исследуемых странах весьма неодинаковы. Например, покупка должности в министерстве больше распространена в Литве, чем в Албании и Грузии, а покупка низких должностей встречается реже. Следовательно, Литва больше страдает от коррупции в высших эшелонах управления, тогда как Албания и Грузия – от мелкой коррупции (с. 60).

В том же 1998 г., когда проводилось данное социологическое исследование, в Албании, Грузии и Литве с помощью Всемирного банка на основе проведенных исследований были разработаны стратегии повышения эффективности государственного управления, имеющие много общих черт. Во всех этих странах был “запущен” процесс, который должен привести к разработке антикоррупционных программ, включая реформу управления, сферы общественного обслуживания, финансов, юридического и регламентирующего аппарата.


(1) Составлено по: Kaufmann D., Pradhan S., Ryterman R. L'Est: Eldorado de la corruption? // Problemes economiques. 1999. № 2638/2639. P. 59-61.