Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №1 //
   "Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности".

Наркотики из супермаркета? Экономический анализ политики борьбы с наркотиками(1)
А. Принц

Из статьи немецкого экономиста Алоиза Принца отреферированы разделы, посвященные экономической характеристике наркорынка и сравнительному анализу различных видов политики борьбы с наркотиками. Статья А. Принца интересна тем, что автор не только предлагает новые подходы к исследуемым проблемам, но и обобщает опыт своих предшественников. При реферировании сокращено прежде всего экономико-математическое обоснование выводов автора.

Рынок наркотиков

Структура рынка.

"Авторы почти всех работ, рассматривающих проблемы наркотиков, исходят из того, что рынок жестких наркотиков ("жесткий" будет в дальнейшем употребляться как синоним "делающего физически и/или психически зависимым") является конкурентным рынком. При этом с некоторого времени в литературе указывалось, что этот рынок мог бы быть монополизирован" (с. 550–551). Так, в статье М. Уайта и У. Люкзетича(2) приводятся аргументы в пользу существующей монополизации наркорынка, а в статье Р. Томаса(3) рассматривается первая попытка такой монополизации.

"В пользу [существования] монопольного рынка, — пишет А. Принц, — говорят следующие соображения:

  1. Эмпирические исследования в США свидетельствуют об относительно высокой ценовой эластичности спроса на героин. Это вызывает аналогии с монопольным рынком (но также и с конкурентным, если нелегальность плюс контроль очень сильно взвинчивают цену).

  2. Поскольку купля-продажа наркотиков нелегальна, необходимо тратить довольно много усилий на поиски нового поставщика, если старый перестает устраивать. Продавец (Dealer) при продаже наркотиков незнакомцам рискует попасть в руки полиции; покупатель же рискует еще больше, потому что его может обокрасть продавец (или другой наркоман). Это обеспечивает продавцу определенную независимость при установлении цен по отношению к известным ему покупателям.

  3. Издержки поиска прямо зависят от угрозы наказания продавца и покупателя, а также от строгости полиции. Оба [эти фактора] …ведут к монополизации.

  4. Импорт наркотиков из-за пограничного контроля является рискованным занятием, вследствие чего организовать его может теперь лишь настоящая организация […]. Такая практика выгодна, пока цена наркотиков достаточно высока.

  5. При нелегальности легко можно создавать барьеры для вступления на рынок [наркотиков]: новичков на рынке легко удалить при помощи целенаправленного заявления в полицию.

Исходя из этого, можно предположить, что наркомафия обладает монополией на торговлю наркотиками в каком-либо ограниченном регионе" (с. 551). Под монополией при этом понимается ситуация, когда высокие цены одного наркоторговца не могут перебиваться ценами другого продавца наркотиков. Монополизация наркорынка — первая предпосылка модели А. Принца.

"Второе важное предположение — существование двух частичных рынков жестких наркотиков (это уже отмечено у Р. Томаса):

  • рынок начинающих [потребителей наркотиков] (Einsteiger-Markt) и

  • рынок наркозависимых (Abhangigen-Markt)" (с. 551).

Это разграничение проводится потому, что потребление наркотиков формирует зависимость (физическую и психическую) лишь после определенного времени привыкания. "Решающей предпосылкой является то, что дальнейшее потребление наркотиков начинающими может предотвращаться [спросом] наркозависимых" (с. 552).

Функция спроса на обоих рынках различна: "при одной и той же цене спрос начинающих эластичнее по цене, чем спрос наркозависимых. Начинающие, которые сначала употребляют наркотики лишь от случая к случаю, имеют больше возможностей перейти на легальные заменители (Ersatzdrogen) — алкоголь, никотин и др., если цена на наркотики покажется им слишком высокой. […] Напротив, наркозависимые имеют лишь ограниченный выбор: может меняться величина дозы, а также временные промежутки между приемами, но …не сама наркозависимость" (с. 552).

Рынки начинающих наркопотребителей и наркозависимых взаимосвязаны — "спрос на наркотики у наркозависимых зависит от цен наркотиков на этом рынке и от цен на рынке начинающих" (с. 552). Это объясняется тем, что новички потенциально являются будущими наркозависимыми. "Поэтому количество наркозависимых зависит от числа начинающих, а их число, в свою очередь, — от цен наркотиков на рынке начинающих" (с. 552). Такую межвременную зависимость (intertemporale Abhangigkeit) можно представить в экономико-математической модели как зависимость функции спроса наркозависимых от цен на обоих рынках.

"Чем выше цена на рынке начинающих, тем меньше людей захотят в первый раз попробовать наркотики и тем меньше станет в будущем наркозависимых" (с. 553). Можно было бы возразить, встав на точку зрения Г. Беккера(4), что "рациональный" наркопотребитель предвосхищает существование обоих взаимосвязанных рынков, и, следовательно, спрос начинающих тоже зависит от цен на обоих рынках. Однако эта точка зрения, по мнению А. Принца, не соответствует фактам. Наркотики — это "экспериментальный товар" (experience good), и наркозависимость после приема нескольких доз формируется не всегда. Модель А. Принца может также предполагать потребителя рационального, но недостаточно информированного о наркотиках.

Из этих предпосылок А. Принц выводит следующие функции спроса:

1. для рынка начинающих наркопотребителей —

Xe = f (pe), X'e< 0(5);

2. для рынка наркозависимых —

Xa = f (pa , pe), < 0, < 0(6), причем

| X'e | > (7), где

X – общее количество потребляемых наркотиков;

Xa – количество наркотиков, потребляемых наркозависимыми;

Xe – количество наркотиков, потребляемых начинающими наркопотребителями;

pa – цена наркотиков на рынке наркозависимых;

pe – цена наркотиков на рынке начинающих.

В модели А. Принца фигурируют также следующие переменные:

П – вероятность обнаружения наркотиков;

f – наказание за определенное количество обнаруженных наркотиков;

c – предельные издержки изготовления, импорта и реализации определенного количества наркотиков;

= c + Пf – полные предельные издержки наркобизнеса (все предельные издержки рассматриваются как постоянные, стабильные).

Взаимосвязь цен на рынках наркотиков

"Наркомафия максимизирует ожидаемую прибыль посредством выбора pa и pe" (с. 554). Для этого она должна будет осуществлять "ценовую дискриминацию третьей степени"(8): "…Для рынка наркозависимых действует правило, что монополист устанавливает цену так, чтобы спрос оставался в области эластичности; для рынка начинающих [наркопотребителей] это правило …не действует. Поскольку начинающие — это будущие наркозависимые, нужно цену на рынке начинающих сделать настолько низкой, чтобы спрос находился в области неэластичности. Не исключена даже нулевая цена" (с. 555).

Рис. 1. Монополизированный рынок наркотиков.

Источник: Prinz A. Op. cit. P. 556.

На графике (Рис.1) кривые рыночного спроса упрощенно изображены в виде прямых. Параметрпоказывает, в какой степени начинающие наркопотребители становятся наркозависимыми. Этот параметр варьирует от нуля до единицы, поскольку не все начинающие переходят в разряд наркозависимых. Функции рыночного спроса задают то устойчивое (steady-state) состояние, при котором временной лаг между функциями можно уже не учитывать.

Когда начинающие наркопотребители становятся наркозависимыми, "их поведение в области спроса меняется двояким образом: функция рыночного спроса становится круче и предполагаемая цена возрастает" (с. 556). В результате перехода начинающих наркопотребителей на рынок наркозависимых спрос на этом рынке увеличивается с А до А (1+), а на рынке начинающих спрос уменьшается с В до В (1-). "Чем ниже цена на рынке начинающих, тем больше лиц становятся наркозависимыми и тем больше количество наркотиков, находящихся на рынке наркозависимых" (с. 556). Эти взаимосвязи согласуются с фактами: первоначально наркотики потребляют эпизодически, приобретая их бесплатно или по очень низкой цене, но став наркозависимым, потребитель меняет рынок и вынужден платить более высокую цену. Наркомафия сознательно использует ценовую дискриминацию — она назначает низкие цены на рынке новичков, чтобы обеспечить будущий спрос при более высоких ценах.

Политика борьбы с наркотиками

При обсуждении борьбы с наркотиками автор считает необходимым рассмотреть следующие возможные меры:

1. борьба полиции с наркотиками посредством

а) повышения наказаний (штрафов) за торговлю наркотиками и/или

б) активизации мер по их выявлению (повышение вероятности раскрытия нелегальной наркоторговли);

2. частичная легализация жестких наркотиков для наркозависимых при контроле над рынком начинающих наркопотребителей;

3. полная легализация жестких наркотиков.

Борьба полиции с наркотиками

Для анализа эффективности действий полиции по борьбе с наркотиками автор статьи использует ту же модель монополизированного рынка.

"Прежде всего, государство имеет возможность выбирать такую политику в борьбе с наркотиками, которая минимизирует общее количество находящихся на рынке наркотиков. Для любой заданной плотности контроля П можно найти такой оптимальный уровень штрафов f*, что

Хм (П, f*) = 0.

Отсюда вытекает следующий вывод: государство может свести общее количество [продаваемых] наркотиков к нулю, выбрав низкую плотность контроля и достаточно высокие штрафы. Эта политика до сих пор на практике терпела неудачу, поскольку полиции практически никогда не удавалось приблизиться к наркобоссам и взыскать с них штраф достаточно высокий, делающий сохранение предложения наркотиков нерентабельным" (с. 558). Боссы наркомафии со своими капиталами оказываются вне досягаемости полиции, в руки которой попадают лишь мелкие наркоторговцы с весьма ограниченным капиталом. Кроме того, в уголовном праве действует принцип "штраф должен соответствовать оштрафованному": на одного арестованного наркодельца нельзя наложить штраф такого размера, который наказывал бы его за всю наркоторговлю в Германии. Наконец, чем выше ожидаемый штраф, тем сильнее коррупция в полиции и вышестоящих юридических органах: возникает опасность, что введение высоких штрафов полностью разрушит правовую систему. Следовательно, политика высоких штрафов реально невозможна.

Другой путь — это усиление плотности контроля. "Но поскольку контроль очень дорогостоящ, невозможно обеспечить такую (оптимальную) плотность контроля, чтобы так компенсировать низкие денежные штрафы, что наркоторговля более не вознаграждалась бы. Как показали А. Полинский и С. Шафелл(9), оптимальная интенсивность контроля при данном уровне штрафов тем ниже, чем выше предельные издержки контроля. Это значит, что даже оптимальная политика не ведет к уничтожению рынка наркотиков" (с. 558).

Итак, чисто полицейские меры оказываются неэффективными, им необходимо найти альтернативу.

Частичная легализация наркорынка

Американский экономист М. Мур(10) одним из первых предложил проводить такую наркополитику, которая разъединяла бы цены на героин. Это может выглядеть так:

  1. "на рынке начинающих [наркопотребителей] — жестко контролировать и обнаруженные наркотики конфисковывать;

  2. на рынке наркозависимых — предлагать наркотик (или его заменители) зарегистрированным наркозависимым бесплатно.

Если точно придерживаться этой политики, то рынок наркозависимых для наркомафии полностью разрушится. Ей останется тогда только рынок начинающих [наркопотребителей], где при отсутствии последующего рынка наркозависимых вступит в силу простое монополистическое ценообразование" (с.559 – 560).

Если функции спроса представить в виде прямых, а предельные издержки равными нулю, то можно выдвинуть следующее утверждение: "вследствие частичной легализации (Teillegalisierung) повысится цена наркотиков для начинающих (peTl), а число будущих наркозависимых снизится (если peTl > peM , то XeTl < XeM). […] …После частичной легализации цена на рынке начинающих превысит цену на рынке наркозависимых" (с. 560).

Рис. 2. Результаты частичной легализации наркотиков для рынка начинающих потребителей.

Источник: Prinz A. Op. cit. P. 556.

Этот результат виден на графике (Рис.2): частичная легализация наркотиков вызвала повышение цены для начинающих с pe1 до peM и сократила объем продаж наркотиков начинающим с Xe1 до XeM . Практические данные – например, опыт проекта в Манчестере (Великобритания), где стали выдавать наркоманам героин по рецептам — хорошо подтверждают представленную модель.

Можно сделать следующие выводы о последствиях частичной легализации наркотиков:

  1. потребительская рента наркозависимых возрастет, поскольку они станут получать наркотики бесплатно;

  2. уменьшится количество преступлений, совершаемых наркозависимыми;

  3. уменьшится число начинающих наркопотребителей.

Для предотвращения перепродажи наркотиков мнимыми наркозависимыми на рынке начинающих наркопотребителей (к этому стимулирует большой разрыв цен на двух рынках) целесообразно либо выдавать заменители наркотиков, либо ставить под контроль прием наркотиков.

Полная легализация наркотиков

Теперь необходимо выяснить, не является ли полная легализация наркотиков более выгодной, чем легализация частичная.

"Без сомнения, свобода наркобизнеса вовлекла бы новых продавцов на оба частичных рынка, так как жесткие наркотики (и в особенности героин) изготовляются легко и дешево. Поэтому можно ожидать, что после легализации сохранить разделение двух частичных рынков будет невозможно, и многие продавцы будут обслуживать [новый] сформировавшийся рынок, т. е. образуется конкурентный рынок. Очень маловероятно, что это приведет к новому картелированию рынка" (с. 562).

Следствием легализации наркотиков станет формирование на едином рынке единой цены, которая соответствует предельным издержкам, не включающим какие-либо штрафы. Переход от монополизированного к конкурентному рынку вследствие легализации наркобизнеса снизит цену для наркозависимых, в то время как для начинающих наркопотребителей цена может и увеличиться, и уменьшиться.

Легализация наркотиков кажется хорошей альтернативой традиционной политике борьбы полиции с наркотиками, если придерживаться мнения, что эта политика в принципе неэффективна. Однако "риск легализации наркотиков состоит в том, что функция спроса начинающих вследствие освобождения переместится вверх" (с. 562). Если жесткие наркотики в буквальном смысле слова будут продаваться в супермаркетах, возникает опасность легкого доступа к ним детей и подростков.

Модель полной легализации наркотиков графически представлена на графике (Рис.3). "Сначала оба частичных рынка сливаются в единый рынок посредством горизонтального сложения, поскольку при конкуренции невозможно сохранить разделение рынков. Затем цена из-за конкуренции снижается до уровня предельных издержек (речь идет о издержках с, которые не включают плату за риск подвергнуться наказанию. – Ю. Л.). Одновременно кривая спроса переместится вверх, так как отмена запрета наркотиков привлечет новых потребителей. Результатом будет сильное увеличение наркопотребления как наркозависимых, так и начинающих" (с. 563). Будет продано Х2 наркотиков по цене р2.

Рис. 3. Последствия полной легализации наркотиков.

Источник: Prinz A. Op. cit. P. 564.

Наркополитика на конкурентном нелегальном рынке

Завершая анализ политики борьбы с наркотиками, автор статьи задается вопросом, как она изменится, если исходить не из монопольной, а из конкурентной структуры наркорынка.

"Для проведения политики решающим вопросом является, находится ли цена в эластичной или неэластичной области рыночного спроса. При конкурентном рынке это зависит не только от функции спроса, но и от функции пред-ложения" (с. 563).

А. Принц рассматривает два случая:

  1. конкурентная цена лежит в области, где спрос эластичен;

  2. конкурентная цена лежит в области неэластичного спроса.

В первом случае усиление полицейского контроля и тяжести наказаний будет вести к повышению рыночной цены. Поскольку цена уже находилась в области эластичного спроса, то ее дальнейший рост приведет к сокращению расходов на наркотики, а тем самым – к снижению числа уголовных преступлений и количества начинающих наркопотребителей.

Во втором случае "ужесточение полицейского контроля приведет с …рос-том цен к повышению расходов на наркотики" (с. 564). Это означает, что возрастет число преступлений, хотя и сократится количество начинающих наркопотребителей.

Что же произойдет, если частично легализовать наркотики при конкурентном нелегальном рынке? "Вследствие низких предельных издержек производства важнейших тяжелых наркотиков можно ожидать, что функция предложения переместится в область более низких цен. Равновесная цена, вероятно, ока-жется в области неэластичного спроса. Количество начинающих наркопотребителей в результате возрастет.

"Рекомендованная для случая монополизированного рынка наркотиков частичная легализация при наличии конкурентного рынка не выгодна" (с. 565). Потеряв часть рынка, продавцы увеличат предложение на оставшейся нелегальной части рынка. При неизменном уровне штрафных санкций кривая предложения на рынке начинающих наркопотребителей сместится вправо. "Это ведет к снижению цены на рынке начинающих, что увеличит число потенциальных наркозависимых" (с. 565).

Если нелегальный наркорынок конкурентен, то "правильная" политика такова: "разделение эффективных цен наркотиков на низкие цены для наркозависимых и высокие цены для начинающих, а также значительное повышение плотности контроля и угрозы штрафов" (с. 565). Для этого можно, например, при помощи подставных агентов закупать наркотики под видом начинающих наркопотребителей, выявляя тем самым наркоторговцев, а полученные таким образом наркотики бесплатно отдавать наркозависимым. "В результате повышения риска на рынке начинающих наркопотребителей цена на этом рынке по меньшей мере не снизится, а цена на рынке наркозависимых упадет" (с. 565).

Заключительные замечания

В заключение своей работы автор еще раз предостерегает от традиционной политики репрессий на наркорынке. "В то время как социальные издержки злоупотребления наркотиками тенденциозно переоцениваются, есть опасность недооценить социальные издержки борьбы с наркотиками. […] …Наиболее благоприятным вариантом из существующих альтернатив политики [борьбы с наркотиками] кажется контролируемая частичная легализация для наркозависимых…" (с. 566). Следует подчеркнуть, что такая политика выгодна лишь тогда, когда можно проследить, чтобы наркозависимые не могли перепродавать полученный "продукт", а начинающие наркопотребители не могли приобретать наркотики под видом наркозависимых.


(1) Составлено по: Prinz A. Rauschgift aus dem Supermarkt? // Zeitschrift fur Wirtschats- und Sozialwissenschaften. 1994. Ig. 114. H. 4. S. 547-568.

(2) White M. D., Luksetich W. A. Heroin Price Elasticity and Enforcement Strategies // Economic Enquiry. 1983. Vol. 21. P. 557-564.

(3) Thomas R. Economics Principles and Applications. Orlando/Fla, 1990. P. 300-305.

(4) См. в нашем сборнике, например, реферат статьи, написанной Г. Беккером совместно с М. Гроссманом и К. Мэрфи.

(5) Если производная функции имеет отрицательное значение, это означает, что ее график имеет наклон влево: реализация наркотиков на рынке начинающих обратно зависит от цен на этом рынке.

(6) Это означает, что реализация наркотиков на рынке наркозависимых обратно зависит от цен на рынке начи-нающих и наркозависимых.

(7) Это значит, что ценовая эластичность спроса на рынке начинающих выше, чем на рынке наркозависимых.

(8) "Дискриминация третьей степени максимизирует прибыль при назначении самой высокой цены на рынке, где эластичность спроса при обычной монопольной цене является самой низкой, и при назначении самой низкой цены на рынке с самой высокой эластичностью спроса при обычной монопольной цене" (Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 485).

(9) Polinsky A.M., Shavell St. The Optimal Tradeoff between the Probability and Magnitude of Fines // American Eco-nomic Review. 1979. Vol. 69. P. 880 - 891.

(10) Moore M. Policies to Achieve Discrimination of the Effective Price of Heroin // American Economic Review. May 1973. Vol. 63. № 2. P. 270 - 277. Реферат этой статьи представлен в нашем реферативном сборнике.