Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №1 //
   "Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности".

Оптимальный контроль над наркотиками(1)
Г. Файхтингер

Австрийский экономист-криминолог Густав Файхтингер (Венский технологический университет) освещает в своей статье результаты исследований по экономической теории наркотиков, полученные в 1990-х гг. Он показывает, как выбор оптимальной политики контроля над наркотиками зависит от структуры нелегального рынка.

В последние годы, как отмечает автор статьи, экономисты-теоретики уделяли немало внимания анализу правоохранительной деятельности по борьбе с нелегальными наркотиками. Так, в статье Д. Каулкинса(2) рассматривается эффективность полицейских операций против наркодилеров, а в работе А. Баведжы, Р. Батты, Д. Каулкинса и М. Кервена(3) анализируются издержки программ полной ликвидации нелегального наркорынка. Их главный результат заключается в том, что простая стратегия использования максимально возможного давления на этот рынок до тех пор, пока он не будет разрушен, оптимальна при большинстве возможных обстоятельств. Существенные дополнения были затем сделаны в работе П. Корта, Г. Файхтингера, Р. Хартла и Д. Хауншмайда(4), выводы которой излагаются далее автором данной статьи.

Согласно Д. Каулкинсу, количество наркодилеров определяется следующей функцией:

N (t) = [() – w], где

N (t) – количество наркодилеров на нелегальном наркорынке за период времени t;

Q (N) = N – количество продаж наркотиков за период t ( и - постоянные параметры спроса, где > 0, 0 1);

– прибыль от каждой сделки по продаже наркотиков;

E (t) – действия полиции за период t, направленные на подавление рынка наркотиков;

– параметр, показывающий, каковы издержки каждого наркодилера от действий полиции (0 < < 1);

w – альтернативная зарплата наркодилера.

В соответствии с этим уравнением количество наркодилеров изменяется пропорционально величине разницы между их реальным доходом и альтернативной заработной платой. "Целью борющейся с наркотиками полиции является минимизация дисконтированных социальных издержек (the discounted flow of social costs), вызванных как расходами на борьбу с преступниками, так и пагубными последствиями [действий] наркодилеров". Чтобы выяснить, как этого можно добиться, Г. Файхтингер рассматривает далее две возможные ситуации:

  1. модель нелегального наркорынка как чистого рынка продавцов (pure seller`s market) и

  2. модель нелегального наркорынка как чистого рынка покупателей (pure buyer`s market).

Нелегальный наркорынок можно рассматривать как рынок продавцов, если каждый наркодилер имеет собственный монопольный рынок сбыта, так что конкуренция на рынке осуществляется только между потребителями. Поскольку при этом = 1, то первоначальное уравнение принимает следующую форму:

N (t) = [ – () – w].

Поскольку дополнительные издержки, вызванные действиями полиции, равномерно распределены между всеми наркодилерами, то при большом их количестве ущерб, наносимый каждому отдельному дилеру, довольно мал. Если () стремится к нулю, то даже очень интенсивные действия полиции не будут создавать препятствий для притока новых наркоторговцев, поскольку каждый из них может получать прибыль в размере . Таким образом, эффективность борьбы с наркотиками оказывается крайне низкой, и при до-статочно большом количестве наркодилеров с экономической точки зрения есть смысл вообще прекратить борьбу с ними (сделать так, чтобы Е = 0).

Иная ситуация возникнет, если рассматривать нелегальный наркорынок как рынок покупателей – рынок, где между продавцами идет конкуренция за покупателей и каждый из них не может определять количество сделок. В этом случае существует фиксированное количество совокупных покупок наркоти-ков, которые примерно поровну распределяются между всеми наркоторгов-цами. Поскольку при этом = 0, то исходное уравнение примет иную форму:

N (t) = [ – () – w].

В отличие от предыдущего случая, на таком рынке чем больше число продавцов N, тем ниже доход каждого из них. На рынке покупателей продавцы станут сильнее зависеть от количества конкурентов, чем от действий полиции. И в этом случае ликвидировать наркорынок тоже не удастся, поскольку при уменьшении числа дилеров выгода оставшихся от ослабления конкуренции перекроет их потери от усиления давления полиции на каждого из них. Разрушение нелегального рынка потребовало бы при этом очень высокой интенсивности правоохранительной деятельности.

"Подводя итоги, – пишет Г. Файхтингер, – можно сказать, что оптимальная правоохранительная политика кардинально зависит от структуры рынка", и ликвидировать нелегальный наркорынок можно лишь при строго определенных условиях(5).


(1) Составлено по главе "Drug Control" из статьи: Feichtinger G. Optimal Control of Law Enforcement [Доклад на конференции в августе 1995 г.] // F. Udwadia, A. Kryazhimskii and G. Leitmann (eds.). Advances in Dynamics and Control. Gordon & Breach Science Publ., London, 1997. Текст данной статьи находится в Интернете по адресу: http://www.eos.tuwien.ac.at/OR/Feichtinger/Publications/190/190.html

(2) Caulkins J.P. Local Drug Markets' Response to Focused Police Enforcement // Operations Research. 1993. Vol. 41. P. 848-863.

(3) Baveja A., Batta R., Caulkins J.P., Karwan M. H. Collapsing Street Market for Illicit Drugs: the Benefits of Being Decisive // Working Paper. 1992.

(4) Kort P. M., Feichtinger G., Hartl R.F., Haunschmied J.L. Optimal Enforcement Policies (Crackdowns) on a Drug Market // Discussion Paper 9629. Center for Economic Research, Tilburg University, Netherlands. 1996.

(5) С более подробным анализом данной проблемы, основанным на применении теории игр, можно ознакомиться в статье: Dawid H., Feichtinger G. Optimal Allocation of Drug Control Efforts: a Differential Game Analysis // Journal of Optimization Theory and Applications. 1996. Vol. 91. P. 279-297.