Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №1 //
   "Экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности".

ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ПОЛИЦИИ(1)
Рейнолдс М.

Морган О. Рейнолдс - видный представитель американской правовой системы. Он сочетает в одном лице экономиста и юриста. Ниже дан реферат раздела из его работы “Экономическая теория преступной деятельности”, ставшей одним из первых обобщающих работ по экономической теории преступлений и наказаний.

Руководство полицией должно использовать выделенные для нее городским советом (или иным местным органом власти) на определенный период(2) ограниченные бюджетные средства таким образом, чтобы добиться наибольших успехов в борьбе с преступностью. “В идеале шеф полиции должен минимизировать общий уровень ущерба от преступности… для города в целом” (с. 46). Однако практическая реализация этого общего принципа наталкивается на трудноразрешимые проблемы.

Первая из них - это проблема распределения ресурсов для борьбы с разными видами правонарушений. Если руководство полиции решит прежде всего снижать количество убийств, то у него будет меньше средств для борьбы, например, с кражами. Или, если оно больше потратит на борьбу с преступлениями, то меньше - на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Для оптимизации “отраслевой” структуры расходов на полицию надо решить ряд вопросов. Каков, например, ущерб обществу от добровольной купли-продажи запрещенных товаров и услуг (т. е. проституции, наркобизнеса)? Как определить ценность каждого предотвращенного убийства - считать, например, равной 10 предотвращенным кражам или какому-то иному их количеству? Каковы издержки сокращения различных видов преступлений?

Другая группа проблем связана с вопросами территориального распределения ресурсов полиции. “Известно, - пишет автор, - что разные районы сильно отличаются уровнем преступности. Концепция равного “распределения” услуг полиции предполагает одинаковое количество полицейских в каждом округе. Другой подход основан на выравнивании во всех районах города вероятности стать жертвой преступника. Этот подход предполагает увеличение числа полицейских в районах с высокой преступностью и их сокращение в районах с низкой… [что приведет] к уменьшению преступности в бедных районах и ее росту в районах [где живут представители] среднего класса” (с. 46). Любой подход с точки зрения равенства будет, однако, противоречить требованию минимизации совокупного ущерба от преступлений(3).

Следующая группа проблем связана с распределением ресурсов полиции “между трудом и капиталом”, т. е. выбор пропорций финансирования разных (трудо- и капиталоемких) средств борьбы с преступностью. “Идеальная комбинация ресурсов, с точки зрения эффективности, - [ситуация] когда дополнительный доллар, потраченный на любой вид деятельности полиции, будет приносить одинаковое снижение преступности” (с. 46 - 47). У руководителей полиции должна быть информация, например, о том, насколько снижается преступность при росте затрат на радиооборудование или технические лаборатории для полиции, а насколько - при увеличении оплаты труда самих полицейских. Поскольку без такой информации эффективное планирование работы полиции вряд ли возможно, необходимо уделять большое значение расходам на научно-исследовательскую деятельность (в том числе на экономический анализ правоохранительной деятельности). В 1970-е гг. в США 85 - 90% бюджета полиции тратилось на зарплату и оклады, в то время как на исследования - лишь 1%, что крайне мало в сравнении с другими видами общественных услуг (для сравнения: в расходах на национальную оборону доля затрат на исследовательские разработки составляла 15%). Следует ожидать, что дополнительные инвестиции на исследования в “правоохранительной индустрии” (law enforcement industry) позволят существенно повысить эффективность распределения ее ресурсов.

Модель оптимизации совокупных расходов на содержание полиции в каком-либо городе или районе изображена на графике (см. рисунок). Эта модель сравнивает совокупные выгоды (total benefits - TB) и совокупные издержки (total costs - ТС) деятельности полиции при различных масштабах сил правопорядка (т. е. количестве полицейских и уровне их технической оснащенности). Совокупные издержки показаны прямой линией: расходы города на полицию прямо пропорциональны ее численности и технической оснащенности. Кривая совокупных выгод показывает ценность для общества деятельности полиции по повышению законности и правопорядка. Обратим внимание на то, что сначала силы полиции растут быстрее, чем выгоды от них обществу: малые силы полиции не могут эффективно влиять на уровень преступности. Если в этой ситуации городской совет по требованию граждан будет увеличивать бюджет полиции, то вскоре совокупные выгоды начнут расти быстрее, чем совокупные издержки. В некоторой точке совокупные выгоды от деятельности полиции сравняются с совокупными издержками, а затем превысят их. Увеличение масштабов деятельности полиции целесообразно продолжать до тех пор, пока они не достигнут величины Q*. Именно тогда, когда силы полиции составят Q*, выгоды от ее деятельности в наибольшей степени превысят издержки, а следовательно, ресурсы будут использованы с наибольшим эффектом. Дальнейшее наращивание сил полиции приведет к тому, что выгоды от деятельности полиции будут расти медленнее, чем ее издержки. Это происходит в силу как снижающегося воздействия на преступность наращивания сил полиции, так и уменьшающейся ценности для общества все новых и новых приращений уровня законности и правопорядка. Нижний график показывает, как меняется чистая выгода (net benefits - NB) от полиции в зависимости от количества ее ресурсов. На нем ясно видно, почему именно Q* является оптимальной величиной: в этом случае чистая выгода общества достигает максимально высокой отметки.

Модель оптимизации совокупных расходов на содержание полиции

Эта модель подтверждается реальной практикой. Например, в шт. Калифорния на душу населения приходится меньше полицейских, чем в шт. Мэн, поскольку здесь ниже уровень доходов и, соответственно, законность и правопорядок имеют для местных жителей более низкую ценность (с. 49).


(1)Составлено по: Reynolds M.M The Economics of Criminal Activity // The Economics of Crime. N.Y. etc., 1980. P. 27 - 70. Данная работа впервые была опубликована отдельной брошюрой в 1973 г. (издательство Warner).

(2)Если в России основная доля сил правопорядка подчиняется центральному правительству и централизованно финансируется из государственного бюджета, то в США полиция, как правило, находится в подчинении местных властей (за исключением ФБР и некоторых других агентств), а ее финансирование осуществляется из муниципальных и иных местных бюджетов в зависимости от конкретных условий.

(3)Более подробно проблема соотношения социальной справедливости и экономической эффективности деятельности полиции рассматривается в статье Л. Туроу, реферат которой дан в следующем разделе нашего сборника.